Человек уже давно задается вопросами, чем он отличается от животных и с помощью чего он подчинил своей воле весь животный мир. Ведь он не обладает перед другими существами какими-нибудь физическими преимуществами: скоростью, размером, силой и так далее. Сегодня считается, что человек своим успехом обязан абстрактному мышлению. Но мышление - это свойство логики, а абстрактность - времени. Что из них привело к эволюционному скачку? Попробуем разобраться.
Все живые организмы знают, что или кто является его пищей, чего или кого следует опасаться, что нужно делать для продолжения рода. Отнести к инстинктам все эти знания не получается. Так как на примере городских животных мы видим у них способность к обучению, то есть получению новых знаний. Посмотрите на воробьев в фастфудах, голубей на мусорках и в общественных местах, попрошайничество собак и кошек. Ученые уже давно утверждают, что способность к обучению - неотъемлемое свойство любого живого существа.
Для получения новых знаний организмы используют эмоции и память для выработки эффективного поведения. Так при воздействии раздражителя у организма возникает эмоция, которая стимулирует его на определенную ответную реакцию. Если раздражитель действует впервые, то в ЦНС формируется электрический импульс, который вызывает реакцию построения новой нейронной цепи. При этом в память записывается как эмоциональное состояние, так и ответная реакция организма. Долговременность памяти от нескольких минут до нескольких десятков лет зависит от интенсивности воздействия раздражителя (или силе электрического импульса). При повторном воздействии того же раздражителя ЦНС направляет электрический импульс в соответствующую нейронную сеть и считывает записанные в ней ранее эмоциональное состояние и ответную реакцию. Отсюда и ассоциативность нашей памяти.
Основным элементом логики человека являются суждения. Так первая часть суждения - это понятие, а вторая - утверждение или отрицание. Например, понедельник - значит надо вставать. Есть время - тогда успею позавтракать. Дождь - значит будут пробки. Пробки - надо выехать по-раньше. Не остается времени - тогда не буду завтракать. Останусь голодным - куплю что-нибудь по пути на работу. Как видно из примеров, вторая часть суждений или утверждения - это и есть мысли, при этом первая часть - понятия и сопровождающие их эмоции особо не осознаются.
Если присмотреться к указанным выше суждениям, то легко заметить, что логика человека использует тот же механизм получения новых знаний, который заложен в любой живой организм. Из примеров видно, что понятия - это раздражители, которые вызывают ту или иную эмоцию, а утверждение или отрицание - это ответная реакция человека на раздражитель. Таким образом, логика человека ничем не отличается от логики животного. Разница в мышлении человека заключается лишь в том, что раздражитель и ответная реакция могут относится не только к настоящему времени, но и прошлому и будущему.
В настоящее время открытыми остаются вопросы, когда и почему человек получил доступ к прошлому и будущему измерению бытия. Но это тема для отдельной статьи-исследования. Также собрано много материала об эмоциях и о их влиянии на поведение и здоровье человека. Читайте в следующих выпусках.