Найти тему
Периодически мыслю

Как справиться со стрессом на работе

Работа и стресс стали сегодня синонимами. ТВ кишит рекламой антистрессовых препаратов, но мы так и не научились с ним бороться. Стресс приводит к страшным заболеваниям, а порой доводит и до летального исхода. Давайте разберемся как справиться со стрессом на работе.

В среднем, мы проводим на работе 9 часов, а в больших городах дорога занимает еще 2-3 часа. Итого - половину дня (а порой и целый световой день) мы посвящаем работе, а оставшееся время просто спим, готовим, занимаемся бытовыми делами.

Пожалуй, нельзя представить ни одну работу, которая полностью исключает стресс, а коллектив со здоровой психологической атмосферой - это и вовсе утопия.

Но стресс не только портит настроение, но и приводит к целому спектру болезней - от легких головных болей и до смертельных заболеваний.

Все потому, что во время стресса вырабатывается гормон кортизол. Вы наверняка много о нем слышали, и в его выработке нет ничего плохого - в нормальных количествах этот гормон нужен организму, он отвечает за обменные процессы. Но повышенный уровень кортизола - прямая дорога к раку. Научно доказана связь повышенного уровня кортизола в организме и образования злокачественных опухолей.

Именно нервы приводят к таким заболеваниям как:

  • Гипертония, гипертензия, ишемия и другие болезни сердечно-сосудистой системы
  • Ожирение
  • Гастрит, изжога, синдром раздраженного кишечника и другие заболевания ЖКТ
  • Поликистоз, молочница и другие гинекологические проблемы
  • Гипотериоз, гипертериоз, тиреотоксикоз
  • Хронические мигрени, ухудшение зрения
  • Панические атаки
  • Депрессия, неврозы
  • Невротический бронхит

Стресс обостряет все хронические заболевания. Конечно, только исключив стресс, нельзя вылечиться от гипертонии. Это уже следствие, которое требует медицинского контроля. Но убрав причину, можно не заработать новое заболевание и облегчить, а то и устранить симптомы имеющегося.

Почему стресс приводит к болезням? Когда организм борется со стрессом, иммунитет значительно падает, так как организм направляет все свои ресурсы на поддержание нормального функционирования нервной системы. Эволюцией заложено, что стресс - это когда за тобой бежит дикий зверь. Организм вырабатывает критический уровень адреналина, ты убегаешь в свою пещеру, успеваешь оторваться и выжить. Теперь пришло время отдохнуть и восстановить силы. Но времена изменились, а мы уже не кроманьонцы. И что мы делаем сейчас? Снова идем на работу. Снова бежим к стрессу.

Итак, вот несколько шагов, которые помогут вам справляться со стрессами на работе

Шаг 1. Исключите режим многозадачности

-2

Сейчас одним из главных критериев приема на работу является умение соискателя работать в режиме многозадачности. При такой мозговой активности, когда мозг работает над решением нескольких задач, ваши силы быстрее истощаются. Вы начинаете нервничать, что не успеваете закончить, не справляетесь, а ваш мозг просто не знает, что "обработать" важнее, а что можно закинуть в "корзину".

Что делать? Вы можете работать в режиме многозадачности только, если есть возможность много отдыхать после этого. То есть не более 2-3 часов в день с многочасовым отдыхом и полноценным сном после такой сложной деятельности.

Если возможности работать по 2-3 часа нет, а задач все еще много, то:

1. Заведите блокнот, разделите его на 4 части.

-3

Распределите свои задачи по шкалам "Важные-Неважные" и "Срочные-Несрочные". Решайте задачи поочередно, сначала из пункта I, затем II, затем III, и потом IV. Таким образом вы сможете оперативно успеть самое срочное, не перегружая свой мозг.

2. Работайте 50 минут, 10 - отдыхайте. Лучше выйти на улицу, прогуляться, подышать свежим воздухом. Поверьте, 5-10 минут не изменят ситуацию, зато позволят вашему мозгу отдохнуть и насытиться кислородом.

3. Сделайте перекус. Лучше полезный - орехи, яблоко и маленький кусочек сыра, фрукты. Вы сможете отвлечься. Когда мозг понимает, что организм употребляет еду, он переключается в режим безопасности - он думает, что нет стресса и что все хорошо.

Шаг 2. Избегайте токсичных коллег

Вот признаки токсичных коллег:

  • Он/она критикует вашу работу чаще без дела, лезет без спроса в ваши дела, да еще и может по личной жизни и внешнему виду пройтись
  • Он/она загружает вас своими проблемами, когда вам не до них
  • Он/она манипулирует и пугает начальством
  • Он/она может подставить вас перед другими коллегами или руководством
  • Он/она ставит себя выше вас по социальному статусу или профессиональной иерархии, постоянно указывая на это

Что делать, если такие люди вокруг вас? Свести общение на нет. Не реагировать на колкие замечания, включать наушники, говоря, что вам надо сконцентрироваться на работе. Если избегать общения не получается, обсуждайте только вещи, которые вас не касаются - погода, фильмы, сериалы, книги. Оставьте оценочные суждения и ведите просто пустые разговоры, либо только разговоры по работе.

Шаг 3. Не вступайте в конфликты

-4

Вариант 1. Перенесите разговор. Вы видите, что конфликт неизбежен. Где конфликт - там и стресс. Перенесите разговор на полчаса, чтобы успеть подготовиться, а ваш оппонент (коллега или начальник) успел остыть

Вариант 2. Мысленно отключитесь. Если конфликт вас не касается, а начальник просто сволочь, загрузите мозг другой задачей. Вы можете декламировать стихотворение или слова любимого трека, складывать и умножать числа, придумать планы на вечер, произнести алфавит и пр.

Вариант 3. Договоритесь закончить разговор в мессенджерах, сославшись на занятость. Если вы будете писать, то сможете избежать лишних негативных эмоций. Да и читать сообщения можно не сразу, а остыв :)

Шаг 4. Меняйте отношение к дедлайнам

-5

Не откладывайте срочные дела до последнего. Сделайте наброски по проекту. Отдохните, займитесь другой задачей. Вернитесь к проекту и распишите свои мысли. Так вам не придется срочно делать проект в последний момент или оставаться после работы, чтобы его закончить.

Если срок нереальный, и вы понимаете, что сил уже нет, не спешите сделать все максимально быстро. Даже если вы не успеете, то вас ждет просто конфликт. А как избегать конфликтов написано в шаге 3.

Шаг 5. Не оставайтесь после работы

Даже если ваше начальство настаивает, а для коллег это обыденность, вы не обязаны оставаться после работы, чтобы решить рабочие вопросы.

Вы имеете право отказать. Сошлитесь на срочные домашние дела, скажите, что у вас встреча, что вам надо к маме/сыну/внуку/соседу, к кому угодно. Сверхурочная работа должна оплачиваться. И оплачиваться она должна х2, а то и х3 от вашей ставки.

Шаг 6. Клиенты - это просто клиенты

-6

Они не ваши родственники и друзья. Они могут быть милыми и добрыми, а могут злобными и агрессивными.

Не обращайте на них внимание. Если не получается, то во время разговора представляйте их карикатурными или персонажами сериала, придумывайте им лица и одежду, чем они могут сейчас заниматься и где сидеть.

Шаг 7. Создайте якорь

В психологии якорь - это повторяющееся действие, которое ознаменует что-то. Например, уходя с работы ставьте на стол статуэтку. Это значит, что работа закончена, и все рабочие мысли остаются в столе под этой статуэткой. Не думайте о работе после работы. Через 2-3 недели мозг создаст новые нейронные связи и уже сам не будет покидывать вам рабочие мысли в нерабочее время.

Пишите в комментариях, что в вашей работе больше всего вгоняет вас в стресс и как вы с ним боретесь.