Здравствуйте, уважаемый читатель (уважаемая читательница) канала «Дневник оптимиста»!
Автомобиль, который называют родоначальником компактных кроссоверов, сходит с конвейера Волжского автозавода уже более сорока лет. О создании ВАЗ-2121 и трудностях, которые преодолели советские конструкторы, рассказано в этой публикации.
С чего началось?
Одним из направлений развития СССР начала 70-х годов было желание правителей преодолеть различия между продвинутым городом и отстающей деревней. Автозаводам в Москве, Ижевске и Тольятти было поручено наладить производство легковых автомобилей для жителей села. Автомобиль должен был обладать взаимоисключающими характеристиками. Быть компактным (малолитражным), массовым, комфортабельным, скоростным и способным преодолевать бездорожье.
Как выполняли поручение правительства на ВАЗе?
Конструкторам Волжского автозавода задача была осложнена необходимостью применения освоенных в производстве узлов и деталей, так как итальянские линии «не умели делать» трансмиссии для внедорожников. К проектированию автомобиля приступили в 71-м году. За основу была взята освоенная в производстве модель с самым мощным на то время двигателем – ВАЗ-2106.
От начала проектирования до ходового образца с брезентовым верхом прошло чуть больше девяти месяцев. Ведущим конструктором модели был молодой, талантливый конструктор Прусов П.М. Общее руководство проектом осуществлял Соловьёв В.С. — главный конструктор завода. Образ автомобиля создавал дизайнер В.П. Сёмушкин.
Экспериментальный образец был изготовлен в апреле 72-го года. В 77-м году месяц апрель для этого автомобиля стал началом серийного производства. Пять лет прошли в напряжённом труде конструкторов и испытателей по созданию автомобиля с противоречивыми характеристиками и освоенными в массовом производстве узлами. За это время были изготовлены ходовые прототипы, «предсерийные» образцы и опытная партия. Общее количество экспериментальных автомобилей превысило семьдесят экземпляров.
Автомобили прошли испытания в различных регионах СССР на дорогах с покрытием и на бездорожье. В каждой следующей партии автомобилей учитывались недостатки предыдущих образцов и изменялись конструктивные решения с целью выполнения первоначальных требований к нему. Конкурентами Нивы при испытаниях стали лучшие полноразмерные внедорожники того времени британской фирмы Лэнд Ровер и советский УАЗ-469.
Что получилось в результате?
- Малолитражный легковой автомобиль, имеющий несущий кузов, значительную унификацию по крупносерийным узлам с освоенными в производстве моделями, массой 1,15 тонны с не отключаемым приводом на все колёса, способный перевозить 400 кг.
- Четырёхцилиндровый двигатель, работающий на 92-м бензине, с чугунным блоком и алюминиевой ГБЦ. При объёме почти 1,6 л и мощности 80 л.с. он мог разгонять автомобиль до «сотни» за 21 секунду и позволял ему по дороге с покрытием достигать скорости в 132 км/час.
- Четырёхступенчатая КПП, «раздатка» с двумя ступенями и межосевым дифференциалом, имеющим блокировку, колёсная база 2,2 м, клиренс 22 см и малые свесы позволили автомобилю конкурировать на бездорожье с лучшими внедорожниками мира.
- Вазовский вездеход единственный из автомобилей СССР, экспортировавшийся в Японию. Специалисты фирмы Сузуки признали автомобиль родоначальником нового класса автомобилей – компактный кроссовер.
- Автомобиль стал неоднократным призёром различных автомобильных марафонов, проводившихся на бездорожье и в пустынях Африки, Азии и Европы. Он может преодолевать грязь, снег и брод, мороз и жару, покорять горные вершины и арктические льды.
- Несмотря на вибрации промежуточного карданного вала, жёсткие шины и упрощённую отделку салона, советский, компактный внедорожник сразу приглянулся зарубежным потребителям, экспортировался более чем в 100 стран и популярен в Европе до настоящего времени.
Первую серьёзную модернизацию автомобиль претерпел через 15 лет после постановки на конвейер. Впоследствии их было несколько, что позволило ему стать значительно комфортабельнее, современнее и оставаться востребованным до настоящего времени.
Как живёт Волжский автозавод сегодня, можно ознакомиться здесь.
О перспективах автомобилестроения читайте здесь.
Если вам понравилась публикация, пожалуйста, нажимайте «палец вверх», пишите комментарии и подписывайтесь на канал – это позволит стать ему лучше.
Возможно, Вас заинтересуют другие публикации канала «Дневник оптимиста». Читайте здесь.
Спасибо за внимание!
Желаю Вам ясного ума и доброго здоровья на сто лет.
С уважением и благодарностью Олег Ейский.