Найти тему
Дневник оптимиста

Компактный советский внедорожник, породивший новый класс автомобилей.

Оглавление

Здравствуйте, уважаемый читатель (уважаемая читательница) канала «Дневник оптимиста»!

Автомобиль, который называют родоначальником компактных кроссоверов, сходит с конвейера Волжского автозавода уже более сорока лет. О создании ВАЗ-2121 и трудностях, которые преодолели советские конструкторы, рассказано в этой публикации.

ВАЗ-2121 имел укороченную дверь багажника, открывающуюся вверх и две двери для посадки пассажиров и водителя.
ВАЗ-2121 имел укороченную дверь багажника, открывающуюся вверх и две двери для посадки пассажиров и водителя.

С чего началось?

Одним из направлений развития СССР начала 70-х годов было желание правителей преодолеть различия между продвинутым городом и отстающей деревней. Автозаводам в Москве, Ижевске и Тольятти было поручено наладить производство легковых автомобилей для жителей села. Автомобиль должен был обладать взаимоисключающими характеристиками. Быть компактным (малолитражным), массовым, комфортабельным, скоростным и способным преодолевать бездорожье.

Задние фонари, детали внутренней отделки и многие другие детали и узлы достались "Ниве" от "шестёрки" и других классических моделей, освоенных в производстве.
Задние фонари, детали внутренней отделки и многие другие детали и узлы достались "Ниве" от "шестёрки" и других классических моделей, освоенных в производстве.

Как выполняли поручение правительства на ВАЗе?

Конструкторам Волжского автозавода задача была осложнена необходимостью применения освоенных в производстве узлов и деталей, так как итальянские линии «не умели делать» трансмиссии для внедорожников. К проектированию автомобиля приступили в 71-м году. За основу была взята освоенная в производстве модель с самым мощным на то время двигателем – ВАЗ-2106.

От начала проектирования до ходового образца с брезентовым верхом прошло чуть больше девяти месяцев. Ведущим конструктором модели был молодой, талантливый конструктор Прусов П.М. Общее руководство проектом осуществлял Соловьёв В.С. — главный конструктор завода. Образ автомобиля создавал дизайнер В.П. Сёмушкин.

Экспериментальный образец был изготовлен в апреле 72-го года. В 77-м году месяц апрель для этого автомобиля стал началом серийного производства. Пять лет прошли в напряжённом труде конструкторов и испытателей по созданию автомобиля с противоречивыми характеристиками и освоенными в массовом производстве узлами. За это время были изготовлены ходовые прототипы, «предсерийные» образцы и опытная партия. Общее количество экспериментальных автомобилей превысило семьдесят экземпляров.

Автомобили прошли испытания в различных регионах СССР на дорогах с покрытием и на бездорожье. В каждой следующей партии автомобилей учитывались недостатки предыдущих образцов и изменялись конструктивные решения с целью выполнения первоначальных требований к нему. Конкурентами Нивы при испытаниях стали лучшие полноразмерные внедорожники того времени британской фирмы Лэнд Ровер и советский УАЗ-469.

"Нива", представленная на фотографии исправно работает уже более 20 лет. Известны экземпляры, находящиеся в эксплуатации около 40 лет. В интернете есть информация о выставленной на продажу "Ниве", участвовавшей в марафоне Париж-Дакар, по цене $8,5 млн. Это поистине легендарный автомобиль. А некоторые люди говорят, что россияне не могут строить автомобили.
"Нива", представленная на фотографии исправно работает уже более 20 лет. Известны экземпляры, находящиеся в эксплуатации около 40 лет. В интернете есть информация о выставленной на продажу "Ниве", участвовавшей в марафоне Париж-Дакар, по цене $8,5 млн. Это поистине легендарный автомобиль. А некоторые люди говорят, что россияне не могут строить автомобили.

Что получилось в результате?

  • Малолитражный легковой автомобиль, имеющий несущий кузов, значительную унификацию по крупносерийным узлам с освоенными в производстве моделями, массой 1,15 тонны с не отключаемым приводом на все колёса, способный перевозить 400 кг.
  • Четырёхцилиндровый двигатель, работающий на 92-м бензине, с чугунным блоком и алюминиевой ГБЦ. При объёме почти 1,6 л и мощности 80 л.с. он мог разгонять автомобиль до «сотни» за 21 секунду и позволял ему по дороге с покрытием достигать скорости в 132 км/час.
  • Четырёхступенчатая КПП, «раздатка» с двумя ступенями и межосевым дифференциалом, имеющим блокировку, колёсная база 2,2 м, клиренс 22 см и малые свесы позволили автомобилю конкурировать на бездорожье с лучшими внедорожниками мира.
  • Вазовский вездеход единственный из автомобилей СССР, экспортировавшийся в Японию. Специалисты фирмы Сузуки признали автомобиль родоначальником нового класса автомобилей – компактный кроссовер.
  • Автомобиль стал неоднократным призёром различных автомобильных марафонов, проводившихся на бездорожье и в пустынях Африки, Азии и Европы. Он может преодолевать грязь, снег и брод, мороз и жару, покорять горные вершины и арктические льды.
  • Несмотря на вибрации промежуточного карданного вала, жёсткие шины и упрощённую отделку салона, советский, компактный внедорожник сразу приглянулся зарубежным потребителям, экспортировался более чем в 100 стран и популярен в Европе до настоящего времени.

Первую серьёзную модернизацию автомобиль претерпел через 15 лет после постановки на конвейер. Впоследствии их было несколько, что позволило ему стать значительно комфортабельнее, современнее и оставаться востребованным до настоящего времени.

Как живёт Волжский автозавод сегодня, можно ознакомиться здесь.

О перспективах автомобилестроения читайте здесь.

Если вам понравилась публикация, пожалуйста, нажимайте «палец вверх», пишите комментарии и подписывайтесь на канал – это позволит стать ему лучше.

Возможно, Вас заинтересуют другие публикации канала «Дневник оптимиста». Читайте здесь.

Спасибо за внимание!

Желаю Вам ясного ума и доброго здоровья на сто лет.

С уважением и благодарностью Олег Ейский.