В этой рубрике мы знакомим читателей «Патриотов Нижнего» с нижегородскими традиционными художественными промыслами. И сегодня ее героиней стала художник полхов-майданской росписи Инна Захарова. Мы побеседовали об исчезающем виде декоративно-прикладного искусства, которым когда-то славился Вознесенский район Нижегородской области, и о том, как его можно сохранить, на примере проекта «Матрена-путешественница».
– Инна, наверное, вы родились в Полхов-Майдане и поэтому увлечены этим ремеслом?
– Нет, я родом из Нижнего, но давно и активно им занимаюсь и исследую: собираю по крупицам информацию и литературу, езжу по музеям. Все началось в школьные годы с кружка. Потом увлечение осталось у меня как хобби. В последние годы я стала ездить в места бытования и общаться непосредственно с мастерами, чтобы узнать от них все тонкости ремесла.
Полхов-майданская роспись сегодня оказалась на грани вымирания. В последние годы она видоизменилась. В фабричном качестве мастера практически уже не пишут. Это всегда был кустарный, семейный промысел. А с закрытием фабрики в начале 2000-х он стал более примитивным. В годы расцвета – в середине 1970-х – продукция экспортировалась в более чем в пятьдесят стран. Теперь же мастерам нужно выживать – их и без того осталось мало. Они вынуждены работать на количество, утрачивая утонченность. Молодежь стремится оттуда уехать. Передавать опыт практически некому.
Работы Инны Захаровой с выставкой путешествуют по городам Поволжья
– В чем ее отличие от городецкой, который вы тоже занимаетесь?
– Эта роспись очень яркая – ее легко узнать по контрастному сочетанию цветов. Пишется она анилиновыми красками, как семеновская или мериновская роспись. Но у нее свой, узнаваемый орнамент, почти нет плеч и формы ее более округлые. Раньше расписывали только лицо и передник (по-старинному «запон»). Матрешка была словно закутана в большую шаль, закрывающую фигуру. Обязательный элемент – «полуцветок» располагался точно надо лбом. Потом конструкция матрешки усложнилась – в начале 1970-х, с появлением «экспериментальной лаборатории» на базе производственно-художественного объединения, и у нее появились маленькие ручки, коса и расписной платок.
– На передвижной выставке «Народный формат. Народное искусство как национальное достояние», которая сейчас экспонируется в городах Поволжья, помимо матрешек, были представлены мельница и фигурка девушки с коромыслом.
– Мной они были подготовлены специально для выставки. Это традиционные формы, которые делались раньше. Сейчас они относятся к разряду сувениров, и продавать их довольно сложно. Покупатели предпочитают утилитарные вещи. Например, мы с коллегой Ириной Решетниковой разработали дизайн платков в полхов-майданских традициях. Сначала я вручную расписала образец, потом мы его отцифровали и вывели на компьютерную печать по ткани. Получился отличный вариант для популяризации росписи – сделать не единичную дорогостоящую вышивку, а доступный по цене аксессуар, который всегда можно повторить на заказ.
– Два года назад стартовал проект «Матрена-путешественница», к которому вы имеете непосредственное отношение. Как сложилась судьба у нижегородских матрешек?
– Я являюсь автором идеи и проекта, который мне помогли осуществить коллеги «Живого музея ремесла». Без них он не смог бы состояться. Наши матрешки по эстафете переходят одного человека к другому, а их перемещение фиксируется на фоне какой-то местной достопримечательности. Из десяти образцов, участвовавших в акции, мной были расписаны семь, а остальные три выполнены полхов-майданскими мастерами. На сегодняшний день вернулась самая первая Матрена, спустя год и четыре месяца, но пять, к сожалению, были утрачены – их хранители не выходят с нами на связь. Не все из них оказались ответственными людьми. А остальные матрешки продолжают свой путь. Всего они посетили более 70 стран, среди них США, Италия, Литва, Маврикий, Марокко, Таиланд. В социальной сети есть их персональные альбомы, где можно проследить полный путь движения.
Традиционные фигуры и сюжеты промысла Нижегородского края
– Чем они различаются?
– У каждой свой индивидуальный наряд и орнамент. Кроме того, они награждены отчествами: Владимировна, Егоровна, Федоровна, Ильинична и так далее – традиционные русские имена.
– Какие эмоции они вызывают?
– Все хранители с огромным удовольствием принимают участие в акции. Благодарят за нее, пишут теплые отзывы, отправляют фотографии и делятся впечатлениями, как проходящие мимо люди их рассматривают. Одна из Матрен попала в русские школы в Португалии, Словении и Нидерландах, где ее включили в образовательный процесс. Дети не хотели выпускать из рук яркий, понравившийся им персонаж.
– Есть ли срок завершения этой акции и будет ли у нее продолжение?
– Мы уже начали отзывать наших Матрен. Но пока они не спешат возвращаться. По поводу развития и продолжения акции у нас идеи, мы с коллегами их активно обсуждаем, но пока нет конкретики. Хотелось бы привнести новые краски в акцию, чтобы она прозвучала еще ярче.
– Если наши читатели захотят принять участие в акции или же научиться росписи, как они могут это сделать?
– Можно сделать заказ и приобрести личные матрешки. Также я провожу мастер-классы (12+). Они помогают изучить промысел и правильно поставить руку. Работа идет пером и тушью, а с ними не так-то просто управиться.
Узоры в стиле народных промыслов сделают вашу одежду модной и всегда привлекают внимание
– В наших школах как-то пропагандируются народные промыслы?
– Учителя, которых сейчас выпускают, обязаны по программе проводить подобные уроки. Но подготовка таких специалистов зависит от того, насколько качественно проводилось обучение по каждому промыслу в самом учебном заведении. Поскольку я окончила педагогический колледж имени Ушинского, а потом почти год там преподавала, точно это знаю. У нас были сильные учителя и существовала дополнительная квалификация по изобразительной деятельности, которая, по-моему, уже упразднена.
– Чем современного человека может заинтересовать такая роспись?
– Пока человек пишет, он находится в гармонии с собой и окружающим пространством, расслабляется. Как-то я проводила мастер-класс для работников банка, и в конце занятия они отметили, что чувствуют себя отдохнувшими. Своего рода это арт-терапия. А у тех, кто носит украшения с народными промыслами, улучшается настроение, и получают они при этом особое удовольствие.
Ольга ПЛАКСУНОВА
Фото Андрея АБРАМОВА