Привет!
Это Леша Рожков. Делюсь парой мыслей, которые периодически заставляют нас всех закатывать глаза и вскидывать руки с криком «Доколе!»
Блог — не панацея
Почему-то, когда люди или компании решают делать контент-маркетинг, первым в голову приходит блог. Мол, сейчас мы сделаем такие суперполезные статьи, поделимся такой экспертизой, что нас поднимут на руки и воздвигнут на пьедестал коммерческого успеха, сметая товары и бронируя на годы вперед услуги.
Блог — это не панацея, а только лишь инструмент. Достаточно сложный инструмент, применяя который надо соблюдать правила.
1. Начинать с цели
Самое первое, с чего надо начинать — понять, какой результат вы хотите получать от блога. Это могут быть переходы на продуктовые страницы, лиды или конкретные деньги от покупок. Нельзя добиться успеха, если не знаете, к чему идете. У вас просто не получится выбрать правильные инструменты и направление работы.
При этом цель должна быть измеримая.
Нельзя просто решить, что мы хотим привлекать блогом больше клиентов. Насколько больше — на 2 человека или в 200 раз? Какой результат будет считаться хорошим, а какой — провальным? За какой период времени? И еще 100500 вопросов.
Но чаще всего этот момент упускают из виду под всеобщим стремлением просто что-то делать и не отставать от моды. Конкурент завел журнал — мы тоже будем, пусть и в убыток.
2. Разработать стратегию
Когда понимаете цель, можно идти дальше.
Перед тем, как нанимать редактора, искать авторов и подбирать темку Wordpress, сделайте анализ: целевая, конкуренты, альтернативы в продвижении. Может статься — о боги — что блог вам и не нужен, потому что не поможет добиться цели.
Например, мы делали стратегию для компании, у которой клиенты — чиновники уровня «Мэр города» и выше, а услуга нужна им от силы раз в год или реже. Запросов в поиске на эту тему нет и не будет, читать статейки о том «Как правильно что-то там» они не станут. Поэтому мы прямо посоветовали блог не делать, хотя клиенту очень хотелось. Вместо этого придумали и предложили распределить бюджет на хитрую стратегию для личного бренда одного из руководителей в Фейсбуке.
Или, например, авторы. Особенно начинающие.
Все повально заводят блоги, дают одни и те же советы, пишут банальные статьи, потому что пока еще не осознают, насколько они не в теме. А если бы провели анализ, посмотрели, что есть те, кто пишет блоги, а есть другие — кто не пишет, счастлив и спокойно работает, то потратили бы время на прокачивание скиллов или сон. Все было бы полезнее.
И тут на меня кричат из-за угла: «Но в личном блоге можно тоже оттачивать мастерство». Да, конечно, даже нужно, но давайте честно — 99% процентов тех, о ком я пишу (новички, которые не разбираются в профессии) заводят блоги именно с мечтами о том, что «Вот щас попрет».
3. Считать показатели
Работа над блогом (нормальная) строится в таком порядке:
- Придумали цель и полезное действие
- Завели MVP сайта
- Подключили Метрику и Аналитику
- Позвали редактора
- Нашли авторов и начали писать
Статистика — самая важная часть в работе над блогом.
Она показывает, что у вас работает, а что нет. Вы понимаете, близко ли вы к поставленной на первом этапе цели или только отдаляетесь от нее. Опираясь на статистику, вы выбираете темы, придумываете рубрики и запускаете тесты. Польза, забота о читателе, редакторская интуиция — это все хорошо, но конкретные числа просмотров и дочитываемости статей намного лучше. Еще лучше — видеть, какие из материалов работают на поставленную цель, что из созданного вами контента реально приносит деньги.
Статистика не дает вам ошибиться и помогает зарабатывать.
Например, вы можете написать суперполезный гайд по выбору матрасов, раскрыть все секреты сна, показать, как навсегда забыть про боли в шее, заботливо вычистить из текста штампы и стоп-слова, структурировать, окропить святой водой и опубликовать.
А окажется, что мем с кривым фотошопом генерирует вам намного больше просмотров и — БОЖЕЧКИ — переходов на продуктовые страницы.
Такое может показать только статистика.
Считайте все: поведенческие, коммерческие показатели, анализируйте. Не поддавайтесь на обман ближнего круга — вокруг вас могут быть одни интеллигенты, а сотрудники милые лапочки, которые не бранятся и сплошь на «вы». Но помните, что в очереди ближайшего Магнита не все люди такие, а именно они ваши посетители и читатели.
4. Помнить, что сам по себе блог не работает
С блогом за ручку всегда ходит мерзкая дрянь — продвижение. Она в два или три раза прожорливее самого блога и характер у нее отвратительный, мало кто сладит.
Нельзя делать блог ради самих текстов. Эти тексты должен кто-то читать, они должны мелькать в соцсетях, показываться в рекламных лентах и поисковой выдаче, работа с которой сама по себе сжирает еще очень много денег.
Поэтому если вы делаете блог, убедитесь, что у вас хватает на его раскрутку, а то впору уже кладбище делать из преждевременно почивших начинаний.
***
Если коротко — будь вы компания или просто специалист, не упирайтесь в эти блоги. Часто намного лучше сделать красивый и удобный сайт, оформить портфолио и просто делать свою работу. Но, чтобы это понять, нужна стратегия.