4 августа, день первый, экскурсионный
На полуострове Бюдгё, в стороне от исторического центра Осло, расположен Музей кораблей викингов (Vikingskipshuset) — один из самых посещаемых и необычных. Он не отличается ни размерами, ни богатством коллекции. Но для каждого норвежца, в глубине души викинга, важно созерцание древних судов своих предков, переплывших океан за четыре века до Колумба.
Музей открылся в 1926 году. В нем хранятся бесценные экспонаты — три корабля, на которых викинги переплывали океан более 1000 лет назад, а также предметы их быта — повозки, элементы одежды и украшений, кухонная утварь и т. п. Благодаря глинистому дну у берегов Южной Норвегии, два деревянных судна хорошо сохранились.
Первый корабль, с которого начался в свое время музей, — это Осебергская ладья, названная по месту ее находки. Найдена она была в 1904 году. Датируется ладья IX–X веками и представляет собой хорошо сохранившийся образец судна, на котором викинги бороздили моря и океаны. Для современного человека это больше напоминает лодку, но в те времена это было чудо инженерной мысли: ладья выдерживала волны и шторм, что доказывают многие хроники и документы древности. Длина ладьи — 22 метра, ширина — 6 метров.
Найденное в одном их могильников, это судно использовалось для прибрежных плаваний еще в 9 веке. Погребены вместе с этой норвежской ладьей были две женщины знатного происхождения. Одна из них (по результатам генетической экспертизы) азиатского происхождения (предположительно из Персии). На борту корабля, который должен был увезти души умерших в мир суровых богов, были найдены остатки дорогих восточных тканей, несколько статуэток из полудрагоценных камней, а также кости павлина. Все эти находки свидетельствуют о том, что отважные норвежцы с раннего средневековья отправлялись в плавание по рекам Руси до самого Персидского царства.
Гокстадский корабль - судно для океанских плаваний. Целиком выполненное из дубовых досок, украшенное сложной резьбой, наполненной символами и магическими рунами.
Этот корабль послужил образцом для создания современной копии судна. На новом корабле группа молодых и амбициозных норвежских студентов совершила путешествие через Атлантический океан и триумфально финишировали в Чикаго. Это путешествие наглядно доказало, что викинги могли и совершали далекие океанские поездки.
Третий экспонат музея расположен также в отдельном зале. Это Тюнский корабль, названный по месту его находки — города Тюне. Он был обнаружен в 1867 году тоже как курган, а датируется он примерно 900 годом н. э. По типу это быстроходное морское судно с двенадцатью рядами весел. Из всех трех кораблей этот сохранился хуже всего, но в нем также были найдены некоторые предметы быта — оружие и кольчуги, а также скелеты лошадей.
Парк скульптур Вигеланда является одной из главных достопримечательностей столицы Норвегии. Это парк, в котором все 227 скульптур из бронзы и гранита были созданы одним человеком - Густавом Вигеландом. Парк строился 43 года и был завершен уже после смерти автора. Скульптор спешил воплотить свой замысел, поэтому не отвлекался на участие в общественных мероприятиях и долгое время был малоизвестен за пределами страны.
Говорят, что автор скульптур изобразил в парке человека, обуреваемого страстями, показал беспомощность современного человечества перед пороками. Специалисты полагают, что, согласно замыслу творца, его скульптуры должны побуждать зрителя задуматься о смысле жизни и сделать вывод о необходимости борьбы с собственными демонами и стремления к светлым высшим силам. Впрочем, сам Вигеланд не любил рассуждать о смысле его творчества и даже не давал своим произведениям названий.
Колесо считается символом вечности жизни и бесконечной цепи перерождений. Однако некоторые специалисты по искусству полагают, что и эта скульптура может быть злой пародией на бездуховный мир.
Экспонат представляет собой фигуры людей, сплетенных в окружность. Выполнен он из бронзы, а диаметр составляет три метра. Эта гирлянда из тел символизирует жизненный цикл, путь от рождения до могилы и от смерти к новому перерождению. Жестокий цикл перерождений в этом мире без надежды на покой или другой исход.
Обелиск Монолит высотой 14 метров был высечен из цельной глыбы, которую сначала доставили из каменоломен морем, а потом транспортировали по суше целый год со скоростью 1 метр в день. Потом еще 14 лет трое каменотесов обрабатывали гранит в специальном павильоне, ориентируясь на установленный рядом гипсовый макет в полную величину, выполненный Вигеландом.
К небу вздымается скульптурное изображение 121 обнаженного и переплетенного тела людей разного пола и возраста. Это зрелище называют завораживающим и отталкивающим, и пытаются разгадать замысел автора — что значит этот штурм небес? Про Монолит сам Вигеланд говорил «Это моя религия».
На возвышении и ступенях вокруг Монолита расположено 36 скульптурных групп, символизирующих жизненный круговорот, в котором человек изображен во множестве типичных человеческих ситуаций и отношений.
Началась история парка с того, что Густав Вигеланд получил от правительства заказ на изготовление скульптур, изображающих великих личностей Норвегии. К тому времени он был уже довольно известным и перспективным скульптором со своим стилем работы. Еще в ранние годы в его творчестве начали прослеживаться символы греха и сатанинских сил, которые отображали суть человека.
1921 год был переломным в работе мастера. Дом в Осло, в котором он жил и творил, городские власти предназначили под снос. В ходе продолжительного судебного разбирательства власти выделили Густаву другое здание и часть территории Фрогнера, но с условием, что все будущие работы мастера будут принадлежать городу. Так и родился парк Густава Вигеланда.
Скульптор был не слишком доволен этим контрактом и считал, что заключил договор с дьяволом. К тому же у города постоянно не хватало денег на материалы, что тормозило работу. Но дело продвигалось, хотя и медленнее, чем хотел Вигеланд. Из-за задержек с финансированием, он неоднократно переделывал некоторые свои работы, добиваясь идеального соответствия замыслу.
Фонтан, окруженный двадцатью деревьями из бронзы, является аллегорическим изображением мифологического Урда — источника божественной мудрости или святого Грааля. Однако люди в этом саду, пародирующем Эдем, не спешат наслаждаться божественным и сами становятся частью деревьев. Идея композиции — цикл перерождений, новая жизнь после смерти. Вокруг фонтана идет барельефная окантовка, изображающая различные моменты человеческого общения.
Вокруг чаши Фонтана «растут» бронзовые ясени, а в скандинавской мифологии первоосновой вселенной является Всемирный Ясень — дерево Иггдрасиль. Корни этого древа орошают богини судьбы — Норны.
Площадь вокруг фонтана размером 1800 кв. м. покрыта черно-белым гранитом, геометрический рисунок которого формирует лабиринт почти 3 тысячи метров длиной.
А разглядеть и понять эти аллегории непросто. Например, по словам искусствоведов, знаменитая скульптура разъяренного мужчины, расшвыривающего руками и ногами младенцев, означает не отца, неспособного на любовь к отпрыскам или убегающего от алиментов, а человека, одолеваемого пороками и мужественно пытающегося их победить.
Широкий мост длиной 100 метров, начинающийся неподалеку от центрального входа, был представлен на суд общественности раньше, чем многие другие части парка — летом 1940 года. Мост символически переводит посетителя через реку Стикс, отделяющую мир живых от мира мертвых, и ведет к фонтану, аллегорически указывающему на Эдемский сад.
На мосту также находятся четыре гранитные колонны, увенчанные изображением людей, отбивающихся от ящеров. Эти скульптуры символизирует демонов, поработивших людей.