Мода на hot desking в офисах
Герой «Заключённого» (английский телесериал 60-х годов с Патриком Макгуэном в главной роли) однажды просыпается в таинственной деревне без имущества и имени (в сериале его зовут Номер 6). Он множество раз пытается сбежать, но каждая попытка побега срывается по той или иной причине. И каждый эпизод заканчивается одной и той же пыткой, – за побег герою прикладывают к лицу раскалённые прутья.
Жизненный опыт этого заключённого может быть мучительно знаком для одной из категорий офисных сотрудников – тех, кто не имеет ни постоянного рабочего места, ни имущества (такую политику называют «hot desk»). Каждый день сотрудник оказывается на новом рабочем месте, перенести с одного места на другое он может только то, что успел забрать вечером. В конце каждого рабочего дня все следы их личности удаляют, так же тщательно, как это делал Советский Союз с фотографиями Льва Троцкого (стёрли из исторических записей).
Создаётся ощущение, что тот, кто это придумал думает, что эти сотрудники – живые машины, которым в принципе наплевать на комфорт.
Примером пусть будет известный инвестиционный банк X. Там сотрудник, который случайно оставил на своем столе что-то на ночь, утром ничего не найдёт. Он может связаться с Отделом потерянных вещей. Но это помогает далеко не всегда.
Таким образом, конец каждого рабочего дня для сотрудников, работающих в режиме hot desk – лихорадочный аудит всех своих вещей.
Начало дня тоже не сахар. Опрос британских сотрудников, опубликованный в июне, показал, что тем, кто находится в офисе в атмосфере hot desk, требуется в среднем 18 минут в день, чтобы найти себе новое место. Это 66 потерянных часов в год.
В некоторых офисах, сотрудник сам выбирает новое место. В таком случае места под солнцем там захвачены «жаворонками». А где-то сотрудники занимают места друг для друга. В результате чего более сплочённые коллективы получают лучшие места. Новички же зачастую сидят в тёмном углу офиса.
О какой мотивации здесь может идти речь? Чтобы у сотрудников было желание в принципе что-то придумывать и реализовывать, нужно человеческие условия работы.
Появление hot desking обычно объясняют модой на open space, созданном для эффективной работы в команде. Но это не всегда работает.
Исследование, опубликованное в прошлом году, показало, что open space сокращает количество личного общения, сотрудники все больше пользуются электронной почтой.
Мой собственный стол – нечто. Книгами завалено всё. С одной стороны стола книги, которые я прочитал и просто храню, с другой стороны книги, которые я только начал читать, а под столом те, которые я, наверное, когда-нибудь прочитаю. Уж не говорю про кипу журналов, вырезок и тому подобное.
Наверное, не пришлось бы ходить в качалку, если бы я всё это таскал с собой домой каждый вечер.
Не каждому нравится работать в атмосфере хаоса. У порядка множество сторонников. Но hot desking даже у них популярностью не пользуется.
Появление hot desking обусловлено большим числом компаний, в которых много внештатных сотрудников. Назначение им постоянного рабочего места нецелесообразно. То же самое можно сказать и о тех, кто работает из дома два-три дня в неделю или постоянно находится в разъездах, навещая клиентов. Сокращая офисные площади, hot desking экономит деньги работодателей.
Investment Property Databank оценил среднюю стоимость одного рабочего места в Великобритании в £4,800 ($6,000). Много, не правда ли? Эффективность сотрудников стоит дороже.
Фриланс и неполный рабочий день пока не стали нормой. И постоянное рабочее место – один из необходимых условий продуктивности. Сотрудники всё-таки не Номер 6. Доказательства этому – кактус в горшке, кружка кофе и семейная фотография на столе.