Начну с того, что благодарен читателям за многочисленные отзывы на статью. Критических среди них хватало. .Если не пересказывать их, а просто передать основную мысль, то получится следующее утверждение: индийцы, мол, кое-как собирают наши машины и эксплуатируют неграмотно, оттого и аварийность высокая.
Это и так и не так одновременно. На вооружении ВВС Индии к настоящему моменту находится порядка 200 Су 30 МКИ. Если не ошибаюсь, за последние восемь лет страна потеряла шесть «сушек». Причин эксперты называют несколько. Одна из них: военные аэродромы, на которых базируются названные машины, расположены вблизи крупных городов, вокруг которых – большое скопление птиц. Из-за них столь высокий процент аварийности, составляющий 10 % от общей. Технический уровень обслуживания и низкая квалификация молодых пилотов – еще одна причина.
Бесспорно и то, что само качество индийской военной техники ниже российской. Примером здесь служат не только боевые самолеты. Скажем, индийцы пытались продвинуть танк «Арджун Мк-1» в качестве альтернативы Т-90, но даже его улучшенная модификация («Арджун Мк-2») не смогла составить конкуренцию нашему танку. Слишком дорогой он у индийцев получился, да и бронезащита не на уровне. Так что критика в мой адрес, по ряду аспектов, обоснована. Но…
Но вот на что хотел бы обратить внимание. На футурологию, если угодною, и начну с воспоминаний. Из личного опыта. Двадцатилетней давности. Я тогда работал на РКК «Энергии», в отделе кадров. Создавал в рамках корпорации Совет молодых специалистов. И вот как-то мне организовали экскурсию в один из цехов, где производят парашютные системы для космических кораблей. Помню, спросил молодого парня-мастера, как раз экскурсию проводившего: «А какой средний возраст рабочих?».
Ответ был следующим: «Вот, посмотри» – и указал в сторону сидящих где-то в закутке мужиков, кажется, «забивавших козла». Помню, он еще произнес: «Им сейчас по лет шестьдесят в среднем. Будут работать, пока в ящик не сыграют». «А что, молодые не приходят?!» – спросил. «Приходят, только порою штангенциркуль от молотка отличить не могут».
И что, за двадцать лет ситуация улучшилась? ПТУ, в восьмидесятые дискредитированные, а в девяностые разоренные, восстановили? Станки, там, и прочую материальную базу, вернули? Преподавательские кадры, утраченные (и частично, увы, вымершие) восстановили? Причем, в масштабах, способных удовлетворять насущные потребности страны в рабочих кадрах, да и в инженерных – тоже; подняли престиж науки, обеспечив достойную зарплату молодым ученым? …
Полагать на полном серьезе, что если данные проблемы, крайне остро стоящие перед обществом, не будут решены, наш военно-промышленный комплекс будет успешно развиваться и аварийность снизится – крайне наивно.
Ну а то, что индийцы совершенствуют свои рабочие кадры и развивают научный потенциал – очевидный факт. Не все у них просто. Мешает нищета (кастовая система, официально отмененная, но по сути не преодоленная, также тормозит развитие страны), сказываются демографические проблемы. Но программа «Делай в Индии», принятая в 2014-м, с пробуксовкой, но работает. Индийская ракета SLV - одна из самых надежных в мире. В этом году индийцы смогли поразить спутник, на что способны только мы, Штаты и Китай. На 2022 запланировали запуск пилотируемого космического корабля… Так что делайте выводы.
Если Вам понравилась статья — подписывайтесь на мой канал.
Игорь Ходаков