В Сети сейчас можно найти массу статей по теме строительства Санкт-Петербурга. В первую очередь авторы, как мне кажется, небезосновательно ставят под сомнение способность Московского государства образца 1703 года начать такое грандиозное строительство непосредственно в разгар Северной войны в месте только-только отвоёванном у противника.
И, действительно, разве можно себе представить, что в 1941 году Сталин вдруг решается деморализовать немецко-фашистских захватчиков и начинает строительство города исполинского масштаба непосредственно на линии соприкосновения с противником. К примеру, подо Ржевом или Вязьмой. Конечно же, такой шаг демонстрирует всей стране решимость Вождя победить врага в любом случае. Особенно, если при этом оказывается, что строится новая столица государства.
Однако поверить в реальность такого шага, по правде говоря, сложно. К тому же зная о том, что в 1703 году Петр приказал переплавлять церковные колокола на пушки. Ресурсов-то у страны для ведения такой масштабной войны не хватало.
Зато гораздо проще поверить разного рода альтернативным версиям появления города на Неве.
К примеру, одни альтернативные историки склоняются к тому, что Петр ничего не строил, а просто-напросто захватил готовый город. И даже демонстрируют некие карты XVII века, на которых уже есть город на месте Питера, принадлежащий, конечно же, шведской короне.
Или выдвигаются версии о некоем Потопе, который увлёк в пучину города древней великой цивилизации. А когда воды Балтики отступили, то перед изумленной публикой предстал Петербург во всей красе.
И впрямь, видя всю красоту Петропавловской крепости, Зимнего дворца, Исаакиевского Собора, величие Александрийского столпа и Медного Всадника, иногда приходят мысли о внеземном происхождении творений Петра Великого.
Однако сложно для себя в одночасье взять и перестать верить в традиционную версию строительства Петербурга.
В этой связи в голову пришла мысль проверить известия о начале строительства города на Неве на страницах первой российской газеты «Ведомости».
Ведь событие такого масштаба едва ли могли обойти на страницах единственной московской газеты того времени.
И, действительно, мне удалось найти упоминание о Петербурге в одном из сорока «номеров» Ведомостей за 1703 год.
Итак, как видно из Ведомостей, третьего июля 1703 года вблизи новой крепости Питербург происходит крупное боестолкновение русских войск со шведами. Запоминаем основные факты: название города звучит уже как Питербург, город имеет статус крепости, а поблизости полыхает война.
Что же нам по этому поводу говорит Википедия:
16 (27) мая 1703 по решению русского царя Петром I на отвоёванных у шведов землях была заложена крепость Санкт Питербурх, так же стал называться и город.
Из записи в походном журнале Петра:
…Между тем временем господин капитан бомбардирской изволил осматривать близ к морю удобного места для здания новой фортеции и потом в скором времени изволил обыскать единой остров, зело удобной положением место, на котором в скором времени, а именно мая в 16 день, в неделю Пятидесятницы, фортецию заложили и нарекли имя оной Санкт Питербурх.
Название было выбрано Петром I в честь святого апостола Петра. Первоначальное название, Sankt-Piter-Burch, было имитацией голландского произношения Sint-Petersburg,
Получается, что заложив 16 мая 1703 года, как утверждают официальные источники, некую крепость под названием Санкт-Питер-Бурх, к началу июля Петр уже имел полностью готовую крепость с названием Питербург ровно через месяц.
Однако. Вот это темпы.
В эту версию, увы, также слабо верится.
Скорее всего, проще и логичнее предположить, что Петр все-таки ничего не строил и не закладывал. А просто-напросто воспользовался недавно приобретённой шведской крепостью Ниеншанц. А вот последующая красивая история о прорубленном в Европу окне была написана все теми же придворными историками, которые чуть позже вылепили из Петра героя Полтавы, которого спас от шведской пули медный крестик на груди.
Кстати, далее крепость Питербург вновь исчезает со страниц Ведомостей на долгие девять лет. И появляется уже в 1712 году, как город в котором печатается тираж этой газеты. И тем более нигде и НИКОГДА вы не найдёте никаких известий о переносе столицы из Москвы в Питер.
То есть, если доверять первой русской газете, то получается, что город на Неве возник прямо-таки из ниоткуда. Во всяком случае, ни одного упоминания о десятках тысячах согнанных на строительство крестьян - ни слова. Зато, к примеру, трижды в тот период Ведомости упоминают про слона, которого некий «индийский царь» отправил в подарок Петру.
Так что, лично я склоняюсь все-таки к одной из альтернативных версий возникновения города на Неве.
А вы что думаете? Пишите в комментариях.