Прощай, Willis
Вьетнамская война показала: военный легковой автомобиль Willis не соответствует требованиям вооружённых конфликтов. Главная проблема – незащищенность пассажиров. Willis не имел брони и закрытого кузова. Прячась в джунглях, вьетнамцы спокойно забрасывали его гранатами и просто камнями.
ВС США объявили тендер на создание нового армейского авто, отталкиваясь от следующих параметров: продольная и поперечная устойчивость, малогабаритность, возможность воздушной транспортировки, высокая проходимость, бронезащита. Конкурс выиграла компания AM General. Название ребрендингового проекта получилось витиеватым – HMMWV M998. Инженеры переделали его на свой лад: ХамвИ. Работа началась в 1979 г. В 1983 г. производитель получил заказ на 55 000 машин для армии и ВМФ.
На что-то похоже
При создании ХамвИ американцы воспользовались принципом Форда: собрали в кучу лучшее и удачно адаптировали, казалась, несочетаемые узлы и агрегаты. Уникального автомобиля все равно не получилось. Хоть тресни – в базовой модели просматривались советские разработки ГАЗ-66 – легендарной "шишиги". В 80-х об этом помалкивали. С распадом СССР стало незачем вспоминать. По сути ХамвИ глубоко модернизированный 66-й: та же короткая база, сдвинутый (в меньшей степени) назад двигатель, что улучшает продольную устойчивость и равномерно распределяет нагрузку по осям; отбор крутящего момента с буксуещего колеса с последующей передачей на другие. От "шишки" его отличает капот и плоское днище: агрегаты подняты вверх, закрыты в салоне кожухом. Это снизило внутренний объем, но увеличило проходимость на неровном рельефе. По мощности двигатель ГАЗ-66 уступает Хамви втрое, но скорость, расход топлива, грузовместимость почти одинаковы. А пассажировместимость — выше.
Звёздный билет
Автоломбард: lombard98.ru
Правительство США хранит в тайне истинные масштабы трагедии 43-х дневной войны в Ираке ("Буря в пустыне"), где самой бесполезной техникой оказались хваленые вездеходы: они застревали, воздухозаборники забивались песком. Для иранских гранатометчиков это была прекрасная незащищенная мишень. Фугасы рвали машину на части. Ради спасения, солдаты снимали двери.
Зато весь мир увидел кадры: бешено мчащийся по пустыне автомобиль и шлейф пыли за ним. Наивные янки поверили - это американское все, с которым не страшен даже Путин. О такой бесплатной рекламе концерн AM General мог только мечтать. Восторженные соотечественники завалили фирму заказами. В 1992 г. появился гражданский вариант H1, получивший знакомое всем название Хаммер. Свойства вездехода в нем сохранили больше для имиджа. Основной упор шёл на комфорт. Цена шокировала – $70 000. Первым решился Терминатор. Следом подтянулся второй голливудский качок Сталлоне.
"Хомяк"
Хаммер не мог не появиться в России – родине нуворишей, получив название "Хомяк". Обладая фантазией, можно найти сходство между забавным зверьком и "толстой мордой" автомобиля. Производство освоили в Калининграде. В 2007 г. образовался клуб ценителей американского вездехода.
На русских просторах Хаммер – игрушка богатых буратин. Кому ещё придёт в голову использовать такую технику в качестве городского авто? Члены клуба гоняют иногда по бездорожью в районе Новорижского шоссе с обязательным банкетом на финише.
Мода – тётя изменчивая. Прожорливость, гулливеровские размеры, консерватизм в глазах избалованной публики свели популярность авто на нет. В 2010 г. проект закрыли. На форумах ещё слышатся вопли восторга и клятвы в верности, но звучат они не убедительно.