Категория: каталог самолетов.
Друзья приветствую Вас!
Я люблю периодически читать заметки про самолеты, единственно, часто такие заметки носят не систематичный характер, рассказы про летчиков, отдельные воздушные бои или иные достижения гражданских самолетов, случаи на аэродромах и тп.
Мне бы хотелось читать каталог – про самолеты. Да, уместно упоминания о каких то случаях, но статья о самолете должна быть статьей о нем, а не о биографии летчиков, историей боевых действий, и прочее.
Так вот, пришла идея восполнить этот пробел. Я хочу вывести четкую концепцию, какого содержания будут статьи. А, и еще. Конечно все эти данные (ну или почти) есть в викепедии, какой смысл дублировать это тут? Отвечаю. Профессиональные исторические статьи могут растянуться до 20 стр. (миг 15 к примеру очень длинная статья), я же хочу упростить или адаптировать материал, к примеру для человека у которого есть 15 мин. За компьютером.
Содержание статьи:
1.наименование, год создания, страна – производитель;
2.тактико – технические характеристики;
3.боевая эффективность;
4.сфера применения;
5.особенности самолета.
Как и обещал в предыдущей статье, сегодня мы смотрим на самолет французского производства Ньюпор 11.
1. НЬЮПОР 11 («СОСЬЕТЭ АНОНИМ ЭТАБЛИСМЕНТ НЬЮПОР»).
-год создания – 1915;
-страна – Франция;
-конструктор – Гюстав Делаж;
2.ТАКТИКО – ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:
- одномоторный двухместный деревянный двухстоечный биплан;
- размах крыла, м 7,5;
- длина, м 5,6;
- высота, м 2,4;
- площадь крыла, м² 13,3;
- масса, кг:
--пустого самолёта 320;
--нормальная взлётная 480;
- тип двигателя 1 × Le Rhône 9C девятицилиндровый ротативный двигатель с воздушным охлаждением;
- мощность, л. с. 1 × 80 л.с.;
- максимальная скорость, км/ч 152;
- крейсерская скорость, км/ч -;
- практическая дальность, км -;
- продолжительность полёта, ч. мин 3,5;
- максимальная скороподъёмность: 1000м. за 7мин. ;
- практический потолок, м 4 500;
- экипаж 1 чел.;
3. БОЕВАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ:
* вооружение: Стрелково-пушечное: 1 × 7,7-мм неподвижный пулемет «Льюис»;
* начале 1915 г. был облетан одноместный истребитель Ньюпор 11, созданный на основе самолета Ньюпор 10. Новая машина отличалась уменьшенными размерами планера, за что получила прозвище «Бебе» (детка), и была оснащена ротативным двигателем Рон (80 л. с). Самолет оказался, пожалуй, первым удачным истребителем Антанты. Почти сразу его приняла на вооружение не только Франция, но и остальные страны коалиции.
Ньюпор 11 был вооружен неподвижным пулеметом «Льюис» (или «Гочкисс»), установленным на верхнем крыле и стрелявшим вне площади, ометаемой воздушным винтом. Для смены патронного магазина пилот вынужден был вставать в кабине, зажимая
ручку управления коленями. Британскому пилоту А. Бэллу, из-за небольшого роста, при стрельбе приходилось даже становиться на сиденье. В 1916 г. его механик сержант Фостер сконструировал специальное крепление, позволявшее опускать пулемет для перезарядки в кабину. Такое устройство применялось только на британских самолетах, на русских «ньюпорах» устанавливалось приспособление, позволявшее запрокидывать пулемет. Бэлл использовал возможности «системы Фостера» также для обстрела противника снизу вверх. Для борьбы с дирижаблями и аэростатами вооружение самолета могло дополняться ракетами Ле Прие.
4. СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ:
* Ньюпор 11 стал одним из самых популярных самолетов середины войны. Именно эти машины (наряду с RAF F.E.2B) в 1916 г. положили конец «фоккеровскому террору» (!). На Ньюпоре 11 воевал известный французский пилот Ж. Наварр. При стрельбе он вставал в кабине во весь рост и целился через пулеметный прицел. Кроме того, на самолетах этого типа летали такие летчики, как Нунгессер, Гинемер, Фонк, Тюррен, Бишоп, Мэннок.
Машины производились по лицензии в Италии, России и Голландии. Германская компания «Эулер» на основе Ньюпора 11 создала аналогичный самолет, а компания «Сименс-Шуккерт»
производила копию французского истребителя серийно.
* Вариант Ньюпор 16С1 отличался от типа 11 более мощным двигателем Рон (110 л. с.), который был тяжелее предшественника и несколько нарушил центровку машины. Конструкция самолета была аналогична типу 10, только центроплан верхнего крыла отсутствовал: плоскости крыла стыковались по оси самолета. Чтобы устранить недостатки Ньюпора 16, конструктор Деляж несколько увеличил планер самолета. За счет установки нового мотокапота и более плавного перехода от него к фюзеляжу была улучшена аэродинамика фюзеляжа. Одновременно был усилен набор крыльев. Новый истребитель получил обозначение Ньюпор 17С1. На нем был установлен синхронный пулемет «Виккерс», хотя некоторые самолеты по-прежнему вооружались пулеметом на верхнем крыле. Из-за размещения патронного ящика слева от пулемета левая «щека» - переход от мотокапота к фюзеляжу — была более выпуклой. На некоторых машинах на продолжении вала двигателя перед винтом устанавливался неподвижный кок, запатентованный Ньюпором. Он являлся своеобразным обтекателем, дававшим некоторое увеличение скорости. Иногда часть обшивки верхнего крыла для лучшего обзора вверх выполнялась из целлулоида.
Для улучшения характеристик самолета на нем установили двигатель Рон 9Jb (120 л. с.). Этот вариант назывался Ньюпор 23С1. Кроме двигателя, у него был иной тип синхронизатора, а пулемет сдвинут вправо.
* «Ньюпоры» выпускались в больших количествах и разных странах. Они копировались многими авиастроительными компаниями, в том числе немецкими. Из-за ротативных двигателей и однолонжеронного нижнего крыла к окончанию войны эти машины уже не могли соперничать с новейшими истребителями и вскоре были сняты с вооружения в большинстве стран.
Всего было произведено около 7200 машин разных модификаций.
5.ОСОБЕННОСТИ САМОЛЕТА
-наличие оптического прицела для ведения стрельбы;
-наличие пусковой установки ракет Ле Прие, которая представляла собой ряд алюминиевых трубок, закрепленных на межкрыльевых стойках. В эти трубки вставлялись штыри-стабилизаторы ракет.
-отсутствие синхронного пулемата на первых модификациях;
- наличие дефекта у «ньюпоров» серий 11-17, а именно недостаточная жесткость коробки крыльев из-за однолонжеронной конструкции нижнего крыла. На больших скоростях пикирования лонжерон не выдерживал продольных нагрузок и крыло отрывалось.
Друзья, надеюсь Вам интересно читать данный материал и статья понравилась. Сведения для статьи не скопированы с какого – то сайта, взяты с разных источников и скомпонованы. Если у Вас есть пожелания, о каком самолете написать следующую статью, напишите об этом в комментариях. Если тема интересная, подписывайтесь, каждую неделю выходит новый материал.
Следующая статья - Хальберштадт D II.