Многих художников знают по одной работе. У Ван Гога это «Подсолнухи» , у Малевича – «Чёрный квадрат», у великого Леонардо – «Мона Лиза». При упоминании Эдгара Дега (1834 - 1917) мы сразу представляем себе «Голубых танцовщиц».
Дега был одним из первых, кто поддался очарованию фотографии. Дочь Берты Моризо (женщины, которая участвовала в первой выставке импрессионистов) вспоминала, как Эдгар радовался фотоаппарату, будто ребёнок. Он снимал друзей, их натурщиц, детей и своих любимых балерин. И любовь здесь подразумевается не обычная, земная, а нечто иное. Дега был мизантропом, имея привязанность лишь к искусству. Художника больше интересовали линии, движения и красивая одежда его натурщиц.
Во многом опередив свой век, Эдгар Дега решил использовать фотографии в качестве эскизов. Известно несколько работ, где фотокарточки скопированы практически один в один. Эти работы создают ощущение подглядывания в замочную скважину из-за узкого угла зрения техники. Так что когда вы срисовываете фотографию, знайте, – это заметно просвещённому зрителю.
Лишь на картине с танцовщицами несколько фотоэтюдов объединены в одну композицию, поэтому здесь нарисованы не четыре разные девушки, а скомпонованы изображения одной модели, сфотографированной с разных ракурсов. Поэтому перед нами не танец! Мало того, девушка, обрезанная нижним краем картины, затягивает ленты на пуантах.
Эдгар Дега недолго увлекался фотографией. Тот, кто знает вкус к настоящим эскизам, не может смириться с тем, что техника имеет свой взгляд на вещи. Художник вскоре вернулся к старому доброму способу делать зарисовки карандашом и углём.
Но несмотря на то что эксперимент был признан автором не слишком удачным, картина с танцовщицами была продана на аукционе за 60 000 франков ещё при жизни Дега. Наблюдавший торги художник так прокомментировал это событие: «Я почувствовал себя скаковой лошадью, которая выиграла Гран При. При этом я видел, как выигранный мной кубок торжественно вручается жокею».
И вы старайтесь относиться философски и к неудачам, и к победам!
Ваша К. С.