Найти тему
Краснобай

Реформа орфографии при Хрущове

Реформа орфографии в любом языке - это такая штука, которую время от времени проводить все же необходимо. Хочешь ты этого или не хочешь. Язык со временем меняется, меняются и языковые нормы. Какие-то из них надо фиксировать, какие-то - упразднять. Для этого реформы и предназначаются.

Однако надо различать, когда в реформе есть реальная необходимость, а когда она обусловлена кукурузиной в одном месте. Или вместо оного.

Так, реформа русской орфографии в 1918 году при большевиках была необходима однозначно. Там на одной отмене твердого знака в конце слова после согласных (хлебъ) сколько тонн бумаги и типографской краски сэкономить удалось. Плюс были выкинуты дублирующие и/или неиспользуемые буквы - "и с точкой", "ять", "фита" и др. Тоже давно назревшая мера.

В период с 1918 до 1960 в русскую орфографию вносились некоторые косметические изменения, но реформой их назвать было сложно - ввиду малого масштаба. Самым заметным результатом этих изменений было новое написание глагола "итти" - и то только потому что без него нельзя было обойтись при посылании куда-нибудь.

Но вот в 1960-м году Никита Сергеич Хрущов (не опечатка) - тогдашний руководитель СССР - затеял действительно серьезную реформу русского языка. Реальной необходимости в ней не было. Но просто Никита Сергеич был редкостным безграмотеем. Он безграмотно говорил и еще более безграмотно писал. За это над ним все постоянно смеялись. Даже анекдоты придумывали:

Едет Хрущев на ишаке. Навстречу ему — узбек.
- Ай, какой красивый свинья!
- Это не свинья, а ишак!
- Не с тобой гаварю!

Ну и вот Никита Сергеич и подумал:

А чего это я буду стараться повысить свою грамотность? Давайте лучше понизим ее всему народу. Если я грамотно писать не могу, то тогда пущай и никто не может.

Ну и пошло-поехало. Во-первых, предполагалось отменить все сложные моменты в орфографии. В первую очередь досталось букве "ё". По новым правилам, надо было писать не "жёлтый", а "жолтый". Не "черт", а "чорт". Соответственно, не Хрущёв, а Хрущов.

Никита Сергеич Хрущов изучает русскую орфографию.
Никита Сергеич Хрущов изучает русскую орфографию.

Отменялся мягкий знак на конце слов после шипящих. Соответственно, сидиш, делаеш, даш, рож, тиш. Впрочем, слово "коммунизм", наоборот, предполагалось писать с мягким знаком после "з". По-другому Хрущов просто не выговаривал.

Отменялось чередование в морфемах "рос-рас", "гор-гар", "бер-бир". То есть, загар - загарать. Выбирать - выбиру, берия - бирия, роспустить - роспуск. И без вариантов.

Особенно досталось цыганам и зайцам. Так, цыган после реформы надлежало записывать как "цигане". И да - не зайцы, а зайци. При том еще слово "заяц" надлежало писать как "заиц" или даже "заец". Последнее особенно доставляет. Так вот приходит муж к жене и говорит:

- Привет, зая!
- Какая я тебе зая! Я теперь уже давно не зая, а зае!
... зае?... Мдда, так и до развода недалеко.

Обсуждался даже переход на фонетический принцип орфографии - писать фсе слава как ани слышацца и праизносяцца. Но до такого не дошло. В октябре 1964 Хрущову устроили импичмент (не только за это, но и за другие косяки - в том числе за несогласованную передачу Крыма Украине), и все наработки по такой реформе были благополучно похерены. Похерены - это от буквы "херъ", которая присутствовала в старом русском алфавите и которая означала "перечеркивание".

Глумливые ренегаты и ревизионисты из Политбюро пытаются отнять бутылку у Хрущова
Глумливые ренегаты и ревизионисты из Политбюро пытаются отнять бутылку у Хрущова

Впрочем, надо признать, в этой хрущовской реформе было и рациональное зерно. Кукурузное, разумеется. Так, можно было удачно протолкнуть правописание тех слов, которые мало использовались в тогдашнем русском языке - жури, брошура, парашут.

Можно было даже кофе прописать средним родом. В конце концов, какая разница была советскому человеку: кофе - он или оно? Советский человек в те поры не видел ни того, ни другого.