Сегодня в продовольственных системах преобладают интенсивные методы хозяйствования. Несмотря на рост популярности экологических продуктов, по-прежнему доля «конвенциональных» продуктов преобладает. Даже в передовой Германии только ставится далёкая цель выйти на 20% органики в сельском хозяйстве. И это касается всех этапов производственно-потребительской цепочки: и производства, и переработки, и хранения, и торговли, и комбинатов питания. И фермер что-то побрызгает, и переработчик добавит химических ингредиентов, и на складах обработают, и в торговле «обезопасят», и в кулинарии закупят для вкуса.
А почему до сих пор реальная органика статистически незначима (с учётом поправки на 98% подделки в российской органике)? Причин много, но в первую очередь это дефицит образования. Недостаточно спецов, методик, технологических карт, решений, учителей, разъяснительных материалов. Важным шагом в развитии органической отрасли будет совершенствование образования. Пока оно ещё только формируется, поэтому его качество можно улучшать в разы.
Рассмотрим эту тему на примере семинаров Хольцеров, которые являются хорошими мастерами. Они создали и поддерживают уникальные образовательно-демонстрационные площадки. Но быть экспертом и учителем – это не всегда совпадающие компетенции. Хороший мастер может быть ужасным учителем. Но иногда не самый лучший эксперт и практик может прекрасно заинтересовать, увлечь, подать информацию, вовлечь в процесс. Порой эти компетенции совпадают, но не всегда. В образовательном процессе есть ещё и третья важная компетенция, помимо мастера-эксперта и педагога, - это организатор. Ведь можно прекрасно учить и разбираться в вопросе, но быть посредственным организатором и это может завалить весь процесс.
Проанализируем семинар Хольцеров как раз с точки зрения трёх этих компетенций. Задача не критиковать или искать «бревно», а сообща совершенствовать и думать об улучшении. И это касается не только для обучения у зарубежных экспертов, но и создания образовательных практических программ на российских фермах.
Хочется, чтобы российские «хольцеры» также создавали образовательные модули мирового уровня и делали это не хуже. Мы это можем легко делать. Побывав во многих странах мира я убедился, что во многих вопросах мы можем выдавать уровень существенно выше. В том числе по бизнесу, образованию, сельскому хозяйству.
Как я много раз писал, продуктами деревню не прокормишь. В современной шкале ценностей продукты упали очень низко. Развлечение, доход, социальная миссия, образование, туризм, творчество и труд и др. обскакали эту базовую потребность. В итоге пчеловоду легче сделать онлайн-щколу по естественному пчеловодству, сделать у себя музей ульев, колод и бортей разных стран мира, продавать семена и саженцы медоносов, которые примерами растут у него на участке, сделать апидомики для офлайн семинаров и др., а не продавать мёд. Мёд у него, конечно, весь раскупят в процессе всей этой деятельности.
Можно 24 часа в сутки 7 дней в неделю пытаться продать горожанам чистые продукты, а можно сделать у себя на ферме множество летних школ, семинаров, музейных природных площадок и образовательно-туристический поток. Во-первых, в разы больше заплатят за эти услуги, чем за продукты, а, во-вторых, скупят по ходу побочно и все продукты. В агролесоводстве и пермакультуре продукты – это не цель, а приятный побочный продукт биоразнообразия и восстановления природы. В экономике сегодня получается также. Не ценим пока мы биопродукты: много выкидываем, закупаем химическую дешёвку, много ресурсов тратим на другое.
Десятилетний опыт преподавания для разной целевой аудитории дал большой опыт и широкий контекст эффективных образовательных методик, поэтому анализ семинара будет сделан с этого угла рассмотрения. Были ученики и первого класса по арифметике, и взрослые программы MBA по эконометрике. Были и российские, и зарубежные ВУЗы. Были и индивидуальные и групповые. Группы были и огромные в школе, и компактные. Словом разнообразие было большое.
Место. Обучение проходило на двух фермах (Краметерхоф, Йеннесдеорф). И это было замечательно, так как можно было воочию увидеть природу, пруды, животных. Можно было на себе прочувствовать изменчивость природы выше 1000 км в горах. Иногда леденящий мороз, что приходилось надевать две кофты. Иногда наверху палящее солнце, что раздевались до футболок. Иногда утренний огромный туман. Свежий воздух, постоянный фермерский фитнес в подъёмах по горному серпантину и многое другое.
Новое хозяйство Хольцера-отца находится в южной Австрии и там низкие горы/холмы, а не могучие Альпы. Тут уже совсем другая зона и много южных культур. К слову я там ходил в футболке и у меня обгорели плечи и нос, а через пару дней в Москве и шёл ледяной дождь-град, а в архангельской Няндоме уже шёл чуть ли не снег.
Бродя босиком тело чуяло различие массажных камней в горах у сына и гладкой травки в южном лесосаду отца. Виноградный воздух у отца тоже не почуешь через книжки и ютуб. Дистанционно не оценишь божественный вкус простого помидора и ядрёность перца, от которого потом драконом дышишь.
Всё это не прочувствуешь на онлайн-курсах пермакультуры или конференциях в зданиях Москвы. Увидеть и прочувствовать – это не услышать в бетонном классе школы или университета, или увидеть на ютубе.
Размер группы. В Краметерхофе российская группа была вместе с группой немцев и швейцарцев. Всего более 30 человек, почти как в школах. Лично для меня это огромная группа, в которой почти невозможно уделить внимание каждому. Большие группы собираются в угоду финансовой прибыльности, а не образовательной целесообразности. «Лекторы» (сын Хольцера и гидрогеолог) в итоге превратились в «говорящих» голов, которые вынуждены были не создавать образовательную среду, а вещать на большую группу. От этого, конечно, КПД семинара снизился в разы. Вернее, его можно было в разы усилить, если бы были более компактные группы.
У Хольцера-отца была уже только российская группа и тут уже стало полегче. Больше вопросов, больше индивидуального подхода. А это ценно для людей, которые специально отложили свои бизнеса и семьи и приехали из другой страны. Это не толпа скучающих студентов из университета Зальцбурга, который неподалёку.
Так, что отправляясь на семинар или организуя его, обязательно обратите внимание на размер групп. От этого будет зависеть очень многое. Не гонитесь за «кассовым» сбором и масштабом – ценить человеческие отношения, чуткость, эффективность. И эта малая группу благодарных учеников даст вам и миру в разы больше.
Язык. Язык семинара был немецкий, поэтому кроме русской группы были немцы и немецко-говорящие швейцарцы. В российской группе был переводчик, но, так как было много немецкоговорящих, то акцент был сделан на них. Сын Хольцера говорил быстро, без пауз, обращался в немцам в основном и переводчик не успевала переводить в такой ситуации. В итоге информация доходила урывками, шло наложение двух звуковых рядов на разных языках. КПД от этого упало в разы. Очень сильно.
Особенно языковой вопрос важен, когда семинар проходит больше в режиме «говорящей головы», а не практическом. Ведь в практике и деле порой и язык не нужен и через действия и пример всё понятно. А когда же вещает «голова», то тут язык просто очень важен.
У отца стало легче, ведь была только российская группа и Зепп уже всё-таки научился выступать: говорит чётко, с паузами, ждёт перевода. Я у него стал всё понимать по-немецки даже без перевода, за исключением редких терминов.
Так что отправляясь обучаться далеко и задорого обязательно уточняйте язык семинара, перевод и навыки лектора. Они очень важны. Это же касается и приёма иностранных групп у себя на хозяйстве или экопоселении – позаботьтесь этим вопросом, ведь он может «завалить» всю великолепную содержательную часть.
На семинаре ещё был один англоговорящий паренёк и он тоже отметил, что к концу дня голова просто «сгорала». Я тоже уже довольно неплохо могу улавливать по-немецки, но такая система выступления и перевода просто забирала все силы к концу дня без особого труда.
Мотивация учеников. В образовательной среде важен настрой группы. Кого-то родители запихнули, кому-то корочка нужна, кого-то фирма отправила. От этого зависит вовлечённость, работоспособность, желание учиться. Здесь же был сделан большой отбор, так как без мотивации вряд ли люди поедут в другую страну и заплатят столько денег за обучение, проживание, перелёт, питание и др. Поэтому многие спрашивали, общались, обсуждали, искали опыт, знакомства. В этом состояла отличная атмосфера поиска возможностей, даже в условиях ограничений по языку, большой группе и дефициту практического обучения.
Знания или действия. Умирающая система образования основана на знаниях. Она старается вбить оптом кучу сомнительных знаний, украв при этом навыки, отношение к процессу, действия и практику. В итоге мы получаем в стране армию «умников», мало что умеющих, но много что требующих за свой «образовательный» статус. Праздный класс.
Более интересные образовательные системы ориентированы на рефлексию, практику, действия и изменение поведения учеников. В действии и практике ученик схватывает многое на лету. К примеру, можно пройти годовой курс по теории отжиманий, просмотреть множество фильмов о технике и пользе, послушать чемпиона мира по отжиманиям, а можно просто начать отжиматься, продолжать и в процессе совершенствовать методику и контекст.
Практикоориентированность есть во многих методиках. Пьедестал, конечно, займёт Макаренко, у которого трудные дети в труде и действии учились не только разным профессиям и хозяйственности, но и человечности. Сегодня он бы мог собирать стадионы, проводя мастер-классы по командообразованию, предпринимательству, малому бизнесу, антикризисному управлению, развитию сельских территорий и др.
В вальдорфских школах часто тоже учителя пробуют выстраивать процесс через практику и деятельность. «Школа фермера» Горелова также пробует давать новые возможности подросткам. В школе Щетинина ученики являются учителями и помогают во многих хозяйственных процессах. В хороших залах единоборств ученики моют полы.
Стремительно в эффективности обучения выскочило бизнес-образование, где фокус направлен на результат, действия, изменение привычек.
Но вот в пермакультурном модуле образовательные методики застряли на сто лет. Великолепные мастера, отличная образовательная площадка, интереснейшие люди в группах, а методика преподавания просто на низком уровне. В худших традициях «говорящих» голов и толп «послушников».
За шесть дней семинара основное время было на говорильню одного человека – лектора. Было объявлено всего два дня практики по прудам и родникам, но и туда умудрились впихнуть кучу говорильни «в одного». Это было очень скучно, тяжело, неэффективно, что трудно даже представить.
Даже в консервативном МГУ было не так много таких скучных «говорящих голов». На таких лекциях спали, играли, занимались своими делами. Здесь, кстати, тоже многие засыпали, курили, ждали обеда, уходили гулять, залипали в телефон, чтобы хоть как-то пережить эту муку. Только понесённые расходы останавливали людей и включали мотивацию по принципу «некуда отступать».
Мне особенно было трудно, так как до этого я два месяца работал на ферме и там было всё наоборот. Через действие, труд, практики я постоянно учился. Мне показывали, объясняли, я спрашивал, пробовал, выдвигал гипотезы и проверял их. То есть произошла длинная рокировка между практикой и теорией. И то, и то важно, но вопрос пропорции. Здесь на семинаре дали очень много информации оптом, как в школе, которая нелегко усваивается. Весь день сидеть, пассивно слушать и ничего не делать – для здорового мужчины часто это просто пытка.
Я бы в 10 раз меньше дал информации и больше дал практики и действия. Но я не Хольцер. Смогу так разглагольствовать, когда хоть немного к нему приближусь в природном вопросе.
Когда-таки начали строить модельные пруды, то многие просто были очень счастливы – дождались. Можно что-то поделать, попробовать, поработать руками. В процессе дела стали общаться с немцами и швейцарцами, пошли приколы, улыбки, тела задвигались. Все оживились. И почему такому праздники совместного труда и творчества отвели ничтожно мало количества времени?
Обязательно учитывайте это при посещении или организации образовательных семинаров. Что будут делать ученики, как они будут вовлечены в процесс, что они попробуют сделать. Желательно давать разные работы и объекты. Ученик отдыхает в смене деятельности и устаёт часами сидеть и слушать или стоять «говорящие головы». Добавьте к этому тоску городских мужчин к физическому труду на природе – для него это желанная потребность.
Помню, как мы были на семинаре «лесного» фермера Гусмана Минлебаева. У него очень интересный контент: и по лесоводству, и по юридической части, и по саженцам, и по бизнесу, и по краснокнижным растениям. Просто очень полезные вещи. Но как же скучно они подавались в режиме говорящей головы два дня в помещении. Это была просто пытка.
Аналогично вспоминаю семинары Евгения Широкова, который может рассказывать про что угодно и важные вещи. Но это было часто сидя в помещении и вещала всё та же «говорящая голова».
Модули «говорящей» головы записываются на видео и человек их размеренно смотрит или слушает, делая гимнастику, гуляя, ожидая в очереди. А не летит за этим специально в другую страну. 70% семинара можно было бы записать на видео и в течение месяца ученик бы без отрыва от жизни, труда, семьи просмотрел бы. А в хозяйстве он бы пропустил всё через свои руки, труд, действие, осязаемый результат.
Представьте, если тренировки по самбо проходили бы так: 80% тренировки - лекция сиди, 10% разминка, 10% отработка приёмов. Без спаррингов. Да они бы уснули уже к концу занятия, а на приёмах ничего бы не успели.
Понимают ли это Хольцеры? Делают они так обучение осознанно или неосознанно? Трудно сказать. С одной стороны, для них это легче, ведь для качественного образования им нужно меняться самим, по другому организовывать материалы, отсылать материалы для подготовки к семинару, менторить учеников в процессе, собирать обратную связь после каждого дня, высылать материалы и задания после семинара, добирать ведущих в группы. То есть там много работы, а легче собрать толпы и залечить их чем-то. С другой стороны, учить – это навык. Они хорошие практики, а вот учились ли они учить?! В делании земли они сегодня очень высоко в мире, в обучении – они очень низко в мире.
Но это не претензия и не критика, ведь у них много работы по хозяйствам, консультированию, проектированию и др. Они и так сделали очень многое. Другой вопрос, чтобы ученики не ожидали слишком многого от них. Хотя даже просто увидеть этот природный «рай» - много стоит, особенно после монокультурных хозяйств.
Организация
Отдельное место в семинаре всегда занимает организация. Во-первых, собрать русскую группу – это аскеза. Очень непростая задача. Рубль уже давно в два раза обесценен, поэтому все расходы в два раза дороже. Языковой барьер. Большие расходы. А у людей же бизнесы, семьи, дела в России, а тут поездка на 7 дней. Группа чуть ли не несколько раз менялась по составу. Представляете, сколько это сообщений, звонков, согласований, чтобы потом многие просто написали «мы не поедем». Украинская группа так и не набралась. Другие немцы мне тоже говорили, что собрать русских на поездку в Германию – тяжело, а вот немцев свозить в России очень легко.
Сюда ещё плюсуются куча вопросов с визами, билетами, гостиницами, трансфером от аэропорта и каждый день в горы на семинар. А ещё люди едут с разных городов, в разные дни, в разном статусе. То есть это просто «тихий ужас». Преклоняюсь перед организаторами, которые стоически это реализовали.
Некоторые участники группы были недовольны организацией, ожидая сервис пяти звёзд и решения всех вопрос под ключ и при каждой прихоти. Но здесь такого не получилось, поэтому каждый в меру своей благодарности искал возможности с пользой провести все дни семинара.
Организация – это тоже особая компетенция, даже сплав из нескольких компетенций. Экономический блок (оплаты, договорённости, расчёты), операционный блок (заказать, позвонить, написать, подписать и др.), экспертный блок (комментировать происходящее на семинаре, российские примеры, пояснения и др.), коммуникационный блок (совместный ужин, экскурсии, прогулки, микроклимат, познакомить всех и др.) и др. Подумайте, есть ли у вас в команде организаторов все компетенции или целесообразно привлечь на часть функционала сторонних спецов.
Я уже даже молчу про профессионализм в организации образовательных мероприятий: подробно рассказать что будет, подготовительные материалы до и после, сбор обратной связи, нетворкинг, сбор фото и видео материала. Как мне показалось, многие участники семинара только на семинаре поняли, что и как будет. То есть произошёл огромный разрыв между ожиданием и реальностью. Причём, почти у всех. Поскольку все взрослые, то стали адаптироваться к новым реалиям и искать возможности получить в них пользу. А не поднимать бунт, скандалить, ругаться, негативить.
Несмотря на множество отмеченных вызовов и точек роста, я очень признателен российским и австрийским организаторам, ведь именно благодаря им удалось увидеть всё живьём, что-то даже поделать, побывать в Австрии, пообщаться с Хольцерами, познакомиться с удивительными людьми из России, познакомиться с немцами и щвейцарцами, получить стартовые точки для продолжения обучения, узнать про множество российских проектов и траекторию их развития.
В наших руках, чтобы таких семинаров по миру становилось больше, они становились доступнее для широких слоёв населения, они были более эффективными. Общая задача и труд, которые не стоит перекладывать только на «хольцеров», «молиссонов», «лоттонов», «минлебаевых», «предпринимателей».
На мой взгляд, самое крутое обучение на ферме получили волонтёры, которые с нами были. Они и работали на ферме, и с нами слушали какие-то модули. Их обучение было от 5 недель, более размеренное, вовлечённое, не витринное, без купюр.