Уже третий день, как в медиапространствах России и Беларуси обсуждают статью издания «Коммерсантъ» о документе, которого на самом деле никто не видел.
КАК Я ФЕЙК ДЕЛАЛ
Лет пять назад, когда понятие «фейк» вместе с украинско-российской войной только-только ворвалось в наш повседневный информационный обиход, передо мной встала нетривиальная задача. Мне надо было объяснить, что такое фейк, нескольким очень уважаемым людям, которым я неофициально преподавал журналистику. Причем не только объяснить, но и показать на практике, как эти самые фейки делаются.
В общем, пришлось делать натуральный фейк и запускать его в медийное пространство. Признаюсь, я никогда прежде никому это не рассказывал — как родилась новость о том, что «Белпочта» инициировала введение в Беларуси налога на электронную почту.
Итак, перед нами задача: сделать фейк, которому поверят люди и который получит вирусное распространение по соцсетям, а через них — в СМИ. Первое требование: фейковое событие должно касаться многих, желательно — всех. Тогда вирусный эффект будет достигнут. В данном случае оно выполнено: речь в фейке идет об услугах, которыми пользуются чуть больше чем все — обычная и электронная почта, а также о вездесущем государственном монополисте под названием «Белпочта».
Второе требование: фейк должен выглядеть достоверно. Здесь мне помогли сразу два момента. Во-первых, при всей своей внешней абсурдности «планируемое решение о налогообложении электронной почты» отлично вписывалось в то, как наши люди воспринимают родное государство — жадное до денег и с развитой фантазией, когда дело доходит до новых налогов и сборов. Во-вторых, в феврале того же года была история, когда министр связи и информатизации Беларуси Сергей Попков заявил, что его ведомство рассматривает вопрос взимания платежей с сервисов наподобие Skype и Viber.
То есть идея заставить людей платить за электронную почту идеально укладывалась в матрицу реально происходивших событий.
Суть фейка: из-за того, что люди отдают предпочтение электронной почте, они почти перестали пользоваться почтой обычной, бумажной. Ну, не перестали совсем, конечно, но объем корреспонденции с 1995 года сократился на 90%. «Белпочта» перестала получать значительную часть доходов, а ведь это госпредприятие выполняет важную социальную функцию — обеспечивает связью небольшие города и деревни по всей Беларуси, обслуживает миллионы (в том числе пожилых) людей, пользоваться интернетом не приученных. А значит, те, кто пользуется электронной почтой, должны заплатить копеечку на содержание «Белпочты».
При этом, конечно, рядовые пользователи платить ничего не должны — администрировать такой сбор было бы сложно и дорого. Платить будут провайдеры — с каждого мегабайта информации, переданной по почтовым протоколам POP3 и IMAP. Ну, а уже провайдеры, в свою очередь, немного повысят тарифы на доступ в интернет. Согласитесь, все вполне правдоподобно.
Сделанный фейк оставалось вбросить в медиа-пространство. Тут технология проста и очевидна для любого журналиста-профессионала. Создал блог условного «Василия Пупкина», там среди кучи «мусорной» информации «из жизни провайдеров» поместил вышеприведенный фейк. Далее — создал в Facebook аккаунт условной «Василисы Прекрасной», набрал френдов, потом эта «Василиса» у себя на странице перепечатала фейк и громко этой новостью «повозмущалась» в нескольких популярных и многочисленных группах.
А далее осталась мелочь — дождаться пресс-конференции министра связи и задать ему вопрос: «Расскажите подробнее об инициативе „Белпочты“ обложить налогом электронные почтовые сообщения». То, что министр удивленно отрицал существование подобной инициативы, ничего уже не меняло. Вон, Петр Прокопович накануне девальвации в 2011-м тоже все отрицал...
Все, дело сделано. Фейк ушел в информационное пространство и начал жить собственной жизнью. (Замечу, что мне тогда пришлось приложить немало усилий, чтобы запихнуть выпущенного демона обратно в ад.)
КАК «КОММЕРСАНТЪ» ФЕЙК ДЕЛАЛ
Я не просто так во всех подробностях рассказал, как рождался хороший, качественный фейк. Все те же его составные части мы видим в «сливе» российского издания на тему документа под названием «Программа экономической интеграции России и Беларуси». Напомню, речь идет про ту самую «дорожную карту» интеграции, на подписании которой с осени прошлого года настаивала Москва, заставляя официальный Минск вернуться к выполнению договора о создании Союзного государства, подписанного еще в декабре 1999-го. Программу, о которой идет речь, парафировали премьер-министры двух стран Дмитрий Медведев и Сергей Румас еще в начале сентября, однако ее содержание договорились хранить в тайне до момента, когда документ подпишут президенты — Путин и Лукашенко.
Однако тайна хранилась недолго: 16 сентября российский «Коммерсантъ» опубликовал обширный обзор «Программы». Вот только сделал это так, что белорусский политический обозреватель Артем Шрайбман резонно заметил:
Нашумевшая статья «Коммерсанта» о том, как мы с Россией вот-вот сольемся в конфедерацию, — лучший пример, почему надо во всех школах учить медиаграмотность. Первое правило — разделять оценки автора и фактуру в тексте. Автор сначала пишет о радикальном документе, интеграции теснее, чем в ЕС, а потом сам же признается в размытости большинства формулировок в документе. Но даже если представить, что все факты из текста — правда, а не вброс, чтобы позлить Минск, то слив не добавляет ничего нового к тому, что мы знали раньше.
Действительно, все признаки фейка налицо. Во-первых, авторитетное издание. Плюс указание в первом же абзаце: «Источник „Ъ“ в аппарате Белого дома подтвердил „Ъ“ подлинность документа». Доказательство, конечно, так себе, но в статье — масса очень правдоподобных замечаний. Вроде таких:
«К расплывчатым громким заявлениям сторон о будущем сближении, делавшимся на протяжении последних 20 лет, все уже привыкли».
«Учитывая проработку и согласование части плана Минфином РФ и ЦБ».
«Исходя из документа, сказать, с какого года он вступит в силу, невозможно».
Так и создается впечатление немного отстраненно-ироничного отношения самого автора к собственно интеграционным намерениям Москвы и Минска, а также к документу. Который — заметим, это важно, — в статье вообще не цитируется! Почему так сделано, тоже понятно — потом можно будет сказать что-то вроде: «Мы не виноваты, что в итоге все совсем не так. Нам дали посмотреть рабочий вариант, а чиновники его потом поменяли».
Во-вторых, фейк должен касаться максимального числа людей. Эта цель тоже достигнута: если плотная интеграция РБ и РФ действительно состоится, то этот процесс затронет всех нас. Вот вам и гарантированное внимание аудитории.
Цель достигнута: «Коммерсантъ» нарисовал вполне определенную картину: дескать, если официальный Минск не выдвинет новые претензии, то уже в 2022 году Россия и Беларусь как минимум в экономическом плане создадут конфедеративное государство.
Авторитетный белорусский эксперт в сфере безопасности Егор Лебедок логично констатировал, что белорусские власти проигрывают не интеграционнй спор, а информационное противостояние.
Статья в «Комерсантъ» еще раз показала, что в белорусском политическом инфополе повестку дня по-прежнему задают россияне. Длительное отсутствие информации у граждан Беларуси о программе интеграции с РФ сводит на нет комментарии пресс-секретаря Лукашенко Натальи Эйсмонт о том, что в статье «Ъ» «журналистские штампы», «красные флажки — это суверенитет и независимость» и т.п., — говорит эксперт. — Разговорам о суверенитете уже никто не верит, т.к. объективную информацию о программе интеграции откровенно и нагло утаивают уж скоро год как. В этом смысле статья «Ъ» подана грамотно: формально вроде бы подтверждаются слова белорусских властей о якобы суверенитете (т.е. отдельно прописано, что в программу не входит создание политических органов, она не затрагивает оборону и т.п.), но в то же время речь идет об экономической интеграции на уровне почти конфедерации, формируя ключевой посыл: формально суверенитет Беларуси сохраняется, а реально его все меньше будет.
И последнее: многие заметили, что «Ъ» не впервые делает подобные вбросы, связанные именно с Беларусью. «Именно издание „Коммерсантъ“ неоднократно замечено в том, что производило вбросы по теме российско-белорусских отношений. Так происходило в прошлые годы, когда шли сложные переговоры по цене на нефть, по объемам переработки нефти, — напоминает старший аналитик финансовой компании „Альпари“ Вадим Иосуб. — Не будучи медиаспециалистом, однозначно могу сказать, что главная цель информационного вброса — посмотреть реакцию белорусской стороны».
Могу тоже подписаться под этими словами.
Автор: Денис Лавникевич
Фото: freepik.com