Найти тему

Когда Иван IV из «грозного» превратился в «ужасного»

С.П. Бальзамов. Иван Грозный за синодиком в Александровой Слободе. Из фондов музея-заповедника "Александровская слобода"
С.П. Бальзамов. Иван Грозный за синодиком в Александровой Слободе. Из фондов музея-заповедника "Александровская слобода"

«В настоящий час рождению его бывшу по всей области державы их, яко основанию земли поколебатися, таковому страшному грому», - написано в Ростовской летописи 1587 года о рождении Ивана IV.

Отношение русских к грозе до сих пор весьма суеверное. А.Н. Афанасьев в книге «Мифы древних славян» пишет: «Наши простолюдины верят, что убитый грозою человек очищается от своих грехов, потому что бывает невинною жертвою укрывшегося за ним дьявола. Гроза называется в народе божьей милостью и божьим милосердием: «загорелось от божьей милости», «его убило божьей милостию», «поставьте свечу к образам да молитесь, детушки! божья милость заходит». Гроза - божья милость, которой нельзя противиться.

А.И. Панин. Линогравюра «Перед грозой». Из фондов музея-заповедника "Александровская слобода"
А.И. Панин. Линогравюра «Перед грозой». Из фондов музея-заповедника "Александровская слобода"

В «Валаамской беседе», памятнике русской публицистики XVI в., говорится, что священникам и инокам следует «пещись» не о владении волостями «со христианы», а «о законе и благоверии и о спасении мира всего с царевы небесной грозы».

И там же: «Сотворил Бог благоверныя цари и великия князи и прочии власти на воздержание мира сего для спасения душ наших. Аще в мире о сем всегоднем посту не царская всегодная гроза, ино в волях своих не каются по вся годы, ниже послушают попов».

Писатель XVI в. И.С. Пересветов в «Сказании о Магмете-салтане» пишет: «А не мочно царю без грозы быти; как конь под царем без узды, тако и царство без грозы».

Гроза в представлении русского человека XVI в. – это порядок в семье, в государстве. В «Домострое» есть наставление родителям: «… не ослабляй дети свои наказати: аще убо бьеши жезлом – не умрет, и паче здравее будеть... дщерь ли имаши, положи на них грозу свою».

Как родитель имел право «положить грозу» на своих детей, так и царь мог карать зло, действовать как «божья гроза». Недаром, из всех имен Бога Ивану IV ближе всех Господь Саваоф – Сила и Закон, «Господь воинств Ангельских». Именно его изображение венчает уникальную фресковую роспись Домового храма царя в Александровской слободе.

Господь Саваоф. Фресковая роспись шатра Домового храма  в Александровской слободе.
Господь Саваоф. Фресковая роспись шатра Домового храма в Александровской слободе.

А из архангелов Грозный выбрал Архистратига Михаила и посвятил ему канон. Как писала талантливый отечественный медиевист О. А. Добиаш-Рождественская в своей работе «Культ Св. Михаила в латинском средневековье»: «Светлое и мрачное чередуется в нём. В нём надежда и угроза. С ним опасно шутить, его нельзя безнаказанно увидеть. С другими святыми легче иметь дело. Его можно ждать в виде пожара с неба, урагана с гор, в виде водяного столба в море <…> Он почти на границе добра и зла. Борясь за добро, он часто бывает яростен; иногда он бесцельно жесток. Он карает, убивает, сечёт розгами, уносит смерчем, ударяет молнией. Это гневный Бог и святой Сатана. Его больше боятся и чтут, чем любят. Элемент добродушия почти отсутствует в его легенде».

Архангелы. Фресковая роспись шатра Домового храма  в Александровской слободе.
Архангелы. Фресковая роспись шатра Домового храма в Александровской слободе.

То, что жители Русского государства, воспринимали «грозность» первого русского царя как жестокий, но «от Бога данный» способ правления, в иностранцах вызывало противоположные эмоции. В своих мемуарах они охотно приписывали Грозному невероятное количество жертв. Чего стоят «Записки о России. XVI – начало XVII в» Джерома Горсея: «… растопившиеся сало и воск залили стоки на улицах [Новгорода], смешиваясь с кровью 700 тысяч убитых мужчин, женщин, детей…».

А развернувшаяся информационная война, запущенная ливонскими немцами, довершили дело. Иван IV из «грозного» – символа порядка в стране – превратился в «грозного» - «ужасного», the Terrible.

Вы читаете канал музея-заповедника «Александровская слобода», известного как #МузейИванаГрозного.

Александровский кремль – это не просто точка на географической карте. Это – уникальный дворцово-храмовый ансамбль XVI в., в котором размещалась резиденция первого русского царя, на 17 лет (1564-1581) ставшая столицей России. Кровавые события опричнины и борьба за объединения русских земель, зарождение книгопечатания и тайна смерти царевича Ивана, судьба исчезнувшей царской Либерии и семейные драмы Ивана Грозного – все это «Александровская Слобода» с ее белокаменными дворцовыми палатами, Домовым храмом Ивана IV, многочисленными историческими и художественными выставками. Ноу-хау музея – разнообразные анимационные программы и творческие экскурсии-занятия, на которых каждый посетитель становится участником действа и которые пользуются огромным успехом у российских и иностранных туристов.