Эксперты в своем деле отвечают на ваши каверзные вопросы.
На самом деле можно.
Все великие симфонисты XVIII и XIX веков — Гайдн, Моцарт, Бетховен, Брамс, Дворжак, Чайковский — жили в мире, где аплодисменты на концертах гремели после каждой части, и никто не находил это ни оскорбительным, ни безграмотным. Более того, если часть очень понравилась публике, то автора, присутствовавшего в зале, могли попросить подняться на эстраду и раскланяться.
Любому, кто бывал на классическом концерте в наши дни, подобная сцена покажется дикой: представьте, что оркестр доигрывает нежнейшую вторую часть симфонии, завершая ее в каком-нибудь волшебном тихом нюансе, и зал взрывается овацией, оттягивая начало следующей части минут на десять.
Доктрина «не аплодировать между частями, сидя в священном молчании», появилась в самом конце XIX века на волне романтического видения искусства, а практически воплотилась уже в ХХ веке.
Для романтика искусство не просто описывает реальность, не просто украшает ее, не развлекает слушателя: оно претендует на сверхъестественную, мистериальную, трансформирующую сознание силу — где уж тут вскочить с места, хлопая в ладоши!
Поздние оперы Рихарда Вагнера начинают походить на многочасовые таинственные обряды, появляется традиция исполнений симфоний Антона Брукнера в церквях: постепенно концепция сакрального действа, для которого необходима полная тишина, переносится на любую симфонию, будь даже она написана за сто лет до романтиков.
По состоянию на 2019 год концепция не аплодировать в паузах сильно пошатнулась, но все еще жива; относительно уместности аплодисментов между частями ведется многолетняя дискуссия, в которой наиболее прогрессивная сторона ругает филармонических снобов и призывает слушателей вести себя в зале раскованно и свободно, словно на рок-концерте.
Несмотря на то что доводы этой стороны чрезвычайно убедительны и с ними сложно не согласиться, большинство опытных слушателей все-таки вздрогнут, заслышав гром рукоплесканий посреди многочастного цикла.
Ответы на неудобные и каверзные вопросы о классической музыке, «от А до Я» — на курсе Ляли Кандауровой "Классическая музыка: ответы на самые важные вопросы"