1 НОВАЯ ЖИЗНЬ
«Чужой-3» (1992)
Сначала в кадре – тела Хикса и Ньюта. «Каждая смерть, даже самая незначительная, влечет за собой новую жизнь, – говорит Диллон Чарльза С. Даттона. – Все сначала. Аминь». Мрачная упоительная ирония. В том числе на лице Сигурни Уивер.
2 СЛУЧАЙ НА ОЗЕРЕ БЕРРЕСА
«Зодиак» (2007)
Финчер и до «Зодиака» снимал о серийных убийцах, но в сцене нападения на Брайана Хартнела и Сесилию Шеперд он добивается уже не шока, а прямо-таки подкожного ужаса. До мурашек.
3 КОФЕЙНИК
«Комната страха» (2002)
Уэллс, Де Пальма, Скорсезе. План, в котором камера (оставив Фостер мирно спать) путешествует по дому, куда вот-вот должны ворваться, и смотрит через сте- клянный кофейник, обеспечивает Финчеру место в этом ряду.
4 ПРОБУЖДЕНИЕ
«Семь» (1995)
Финчер говорит, что «Семь» – на самом деле о психическом наси- лии. Лучше всего это иллюстри- рует момент, когда коп говорит вроде как убитому педофилу: «Ты это заслужил», и у «мертвеца» вырывается вздох.
5 ГДЕ МОЙ РАЗУМ?
«Бойцовский клуб» (1999)
Завораживающий финал. Даже после 11 сентября сцена, в которой рассказчик (Нортон) и Марла (Бонэм Картер) смотрят, как взрываются небоскребы, заставляет жадно глотать воздух.