Когда-то, в советские времена система образования гарантировала дошкольникам беззаботное детство и не требовала от будущих первоклассников умения читать, писать и считать. Все эти навыки спокойно можно было приобрести в первом классе. Если кто из читателей помнит, в прописи дети долго писали элементы букв, затем учились писать буквы, и только к окончанию первого полугодия пропись была закончена. Насколько я помню, знакомство с букварем, который предполагал изучение букв, первоклашки также завершали к окончанию первого полугодия. При всем при этом начальная школа включала в себя три года обучения. И все успевали выучиться писать, считать и читать. И, таким образом, прочный фундамент для будущих знаний был построен.
Что же происходит сегодня в начальной школе? И надо ли водить будущего первоклассника на подготовку к школе. Начнем с того, что сегодня занятия по подготовке к школе проводятся по нескольким направлениям. Ребенок, посещающий детский сад, может заниматься подготовкой к школе непосредственно в нем. Как правило, сегодня такие занятия платные, часто их проводит педагог из школы. Однако, многие родители предпочитают водить своих детей на подобные занятия, организуемые школой. Часто выбирается та школа, в которую предположительно будет ходить будущий первоклассник. Наконец, существуют всевозможные центры дошкольного и раннего развития детей, в которых также есть практика по подготовке ребят к школе. Выбор делают родители. Чаще всего, дети, посещающие детский сад, занимаются в саду и одновременно в будущей школе. А те, кто не посещает детский сад, ходят в центры развития и также могут совмещать эти занятия с занятиями в школе. И сегодня и родители, и учителя уже не мыслят потенциального первоклассника без навыков устного счета, письма и чтения. А впереди целых четыре года обучения в "началке"!
Кто-то скажет, что, мол, раньше школа всех обучала, а сейчас четырех лет не хватает? Дети уже должны все уметь накануне обучения в первом классе, а что же тогда они будут учить в начальной школе? Лет так 10-15 назад, когда мой ребенок стоял на пороге первого класса, мне тоже было непонятно, почему школа предпочитает детей с определенными знаниями, и чему тогда будут обучать учителя учеников начальных классов. Точно знаю, что есть доля родителей, которые и сегодня задают себе подобные вопросы. Но.... Давайте разбираться, что и кому должен будущий первоклассник.
Итак, современное общество развивается быстрыми темпами. Система образования однозначно должна отражать все тенденции развития и реагировать на новые вызовы научно-технического прогресса. Наша жизнь уже давно превратилось в сплошное обучение: век компьютеризации и информатизации потребовал нового знания как от работников практически всех отраслей, так и от тех, кто только начинает учиться. Несмотря на то, что обучение в начальной школе сегодня равно четырем годам, углубляться в устный счет с палочками и учить буквы с помощью "Кассы букв и слогов" (помните такую :-)) уже никто не будет. Появились новые предметы (окружающий мир, обществознание в средней школе, информатика и др.), электронные учебники, электронные ресурсы, сайты, порталы, презентации, on-line обучение и многое другое. Все это сваливается на ученика уже в начальной школе! Конечно, вы можете упрямо настаивать на том, что ребенка должны обучить в начальной школе писать, считать и читать. Однако темпы будут настолько ускорены, что из подобного обучения вряд ли будет толк. Чтобы ваш ребенок не чувствовал себя хуже других, не ощущал недопонимания, вполне нормально, если он пойдет в первый класс хоть мало-мальски подготовленным - пусть, не читает, но знает буквы, складывает их в слоги, знает цифры, немного пишет. Ведь, например, рисовать или лепить из пластилина они почему то умеют! Лишние знания еще никому не помешали. Иногда родители говорят: пойдет в школу умеющим читать, писать, считать, и ему там будет скучно. Поверьте, скучать точно не придется. Пусть посещает кружки дополнительного образования, занимается английским языком, спортом и т. д. Пришла пора всем нам задуматься и понять: определенного уровня знаний требует от нас Время! Но, конечно же, последнее слово остается за родителями: только их взвешенное решение может предопределить дальнейшее развитие маленького человека...