Она мечтает снять фильм о школе, любит ливень и не боится "белого листа". Анна Саркисова, ученица 11 класса, рассказывает, как ее изменила Павловская гимназия, как это побыть в роли режиссера пьесы и почему в один момент она пришла на репетицию и бросила сценарий на пол перед актерами.
— Анна, ты прошла конкурс на бесплатное обучение и вот уже 3 года учишься в Павловской гимназии. Что изменилось в твоей жизни и учебе?
— Раньше я увлекалась экологией, выступала с этой темой на конференциях, но сейчас сменила фокус. И это не плохо, просто нашла себя в другом. В искусстве. Это отчасти благодаря нашей гимназии, учителям и проектной деятельности, которой тут уделяется большое внимание. Только здесь меня научили иначе смотреть на проект, готовить его, защищать, влюблять других в то, что делаешь. Я учусь смотреть в глаза аудитории и общаться с каждым слушателем. Это только кажется просто, на деле это не так, попробуйте.
— Расскажи о своем самом любимом проекте.
— Один из последних был посвящен связи голландских натюрмортов и смерти. Я пыталась разобраться, как художники говорили в своих работах о том, есть ли жизнь после смерти. А второй проект был про средневековую живопись.
— Получается, они всегда связаны с историей и живописью?
— Да, мне очень интересна история искусства. А еще увлекает поэзия и театр. Ахматова стала для меня близким человеком. Иногда читаю ее, и кажется, что это я делюсь с ней своими проблемами, а она помогает найти ответ. Удивительно. Многое о жизни поэтессы я узнала из книги Лидии Чуковской “Записки об Анне Ахматовой”. Это дочь Корнея Чуковского, которая была близкой подругой поэтессы.
— Есть ли современный поэт, который оказался созвучен твоим чувствам и мыслям?
— Это не поэт, а современный драматург Иван Вырыпаев. У него интересные пьесы, они остро современные. И тут даже не проблемы, которые он затрагивает, нет. Он мастерски высвечивает детали, строит диалоги, которые ты “слышишь”, хотя форма необычна. И я верю тому, что делает Иван, наши видения окружающего совпадают.
— Были ли у тебя мысли посвятить учебный проект Ахматовой или тому же Вырыпаеву? И какая могла бы быть тема?
— Очень бы хотела сделать что-то про творчество Ахматовой. Например, на основе "Поэмы без героя": одного из самых непонятных произведений Анны Андреевны, которое в последнее время все больше меня волнует . Там в каждой строчке есть подтекст, и ты не можешь просто взять и загуглить, что же хотел сказать автор. Нужно копаться, разбираться и искать свое понимание.
— Тебе свойственно размышлять над произведениями и событиями. В твоем Инстаграм есть замечательный рисунок “Организмы, которые растут из ряженки”. Откуда рождаются такие вещи, откуда такой взгляд на мир?
— Да, рефлексия — это то, что случается со мной часто. Очень часто. И даже тот рисунок появился в результате размышлений и вдохновения. Я окончила художественную школу, где освоила классическое рисование предметов. Ты видишь объект и переносишь на лист. Я же люблю действовать от обратного. Сажусь и рисую. Не выбираю правильный ракурс, а просто замечаю нюансы. Как получилась та история с ряженкой, точно уже и не помню. Мы с друзьями ставили спектакль: я играла музыканта, который пьет ряженку из банки. В банке была и петрушка. Все это само собой сложилось в ту зарисовку, еще и новый скетчбук надо было как-то облагородить.
— Часто сталкиваешься с таким понятием, как “боязнь чистого листа”? Есть ли она у тебя?
— Сейчас уже нет, потому что, во-первых, блокнотов и скетчбуков у меня стало много, а во-вторых, я начала вести личные дневники. Белый лист, он располагает к тому, чтобы его заполнить. Я почти каждый день сажусь и записываю свои мысли, ощущения. Вот она, рефлексия. Иногда вместо слов использую рисунки и наброски. Это те же мысли, только в другом формате.
—На уроках тебя тоже может застать вдохновение? Часто улетаешь в свои мысли?
— Да, случается.
—Куда они бегут, расскажи. О чем часто задумываешься?
— Я люблю смотреть за учителями, наблюдать за тем, как они ведут урок. За каждым замечаю свои фишки, порой прям в восторг приводят отдельные интонации или движения. Поэтому все чаще задумываюсь о фильме про школу, как бы я его сняла. Вижу кадры, детали, крупные планы рук. А еще очень люблю, когда ты сидишь в классе, за окном резко темнеет и начинает барабанить ливень. Это особый звук. Я отвлекаюсь и ухожу в свои мысли. Солнце тоже хорошо, но оно тихое. Меня вдохновляют звуки.
— Твой собственный спектакль уже увидел свет, на премьеру собрались самые близкие люди. О чем он был?
— Это пьеса о счастье, которое легко разрушить и о том, что “выговориться” — это не всегда заканчивается положительно. Там есть сиюминутное “хорошо” и глобальное “плохо”. Идея принадлежит моей подруге Саше Лапутиной, с которой мы познакомились в лагере “Камчатка”. Саша очень необычно мыслит, вообще у нее в голове какой-то космос. Свои пьесы она не публикует, и мне лишь изредка удается что-то прочитать, а тут она прислала текст. Я просто не смогла не поставить эту пьесу. Вот так впервые попробовала себя в роли режиссера.
— В постановке принимали участие твои одноклассники и друзья вне школы. Как ты набирала команду? Когда успевали репетировать?
— Это классная история. Часть людей — это мои друзья из “Камчатки”. Я им просто сказала, что собираюсь ставить спектакль, позвала присоединяться. Они: “Ок, приду”. С некоторыми пришлось подольше разговаривать, но удивительно, мне никто не отказал. Были несколько человек, кто просто не смог ходить на репетиции, поэтому в этот раз они не были в нашей труппе. С репетициями была основная сложность: нас 10 человек, и позвать всех к себе домой было нереально. Тогда я стала искать площадку. Нужен был зал по субботам где-то в центре Москвы. В итоге нашла. Но не то, чтобы в центре — на Ленинском проспекте. Всем ребятам было далеко и неудобно туда добираться, но все 4 месяца, что шли репетиции, эти трудолюбивые чудо-люди ездили туда. Сейчас об этом весело рассказывать, а тогда ходить через серую и темную промзону было не очень. Но как мы были рады в день премьеры увидеть горящие глаза наших зрителей. Спасибо! Тогда стало понятно, что все не зря.
— Во время репетиций ребята-актеры активно подключались к происходящему, давали комментарии к сценарию?
— Сначала этого не происходило, мы все зажались и молчали. Тогда я даже обратилась за помощью к Марии Анатольевне Болотской, руководителю отдела развития Павловской гимназии. Она рассказала про визуализацию, посоветовала элементарно создать чат в WhatsApp, объяснила что и как туда писать. Ее советы очень помогли мне выстроить организационную работу с командой. Большую поддержку мне оказала и Екатерина Зурабовна Березкина, директор по маркетингу Павловской гимназии, мы много обсуждали идею и то, как передать ее на сцене. Тогда наша команда начала задавать друг другу вопросы и искать на них ответы. Все сработало. Почти. Потому что почти до самого конца у нас не было четкого понимания финала. Было все не то.
— И как вы пришли к единому мнению?
— Тут не справился даже наш чат. Помню, пришла на репетицию и бросила сценарий на пол: “Делаем так, а если не нравится, говорите и давайте переделаем все вместе!” К тому моменту я уже была выжата и измотана. И вот тут нас прорвало. Все долго копили что-то внутри, боялись выступить с идеей, а сейчас заговорили. И все сложилось, все поверили в финал, который придумали.
— Работа над сценарием и репетиции научили вас чему-то большему, чем просто работе над пьесой. Как ты оцениваешь свои организаторские способности? Увидела свои сильные стороны и зоны для прокачки?
— Да, мне удалось посмотреть на себя со стороны, я увидела, что чересчур деликатна. Иногда даже лучше сказать в лицо, что плохо, чем деликатно промолчать или начать извилистыми фразами, боясь обидеть человека, объяснять, что не так. “Я просто, прости, пожалуйста, ты не мог бы вот тут ручку поднять, я бы была очень благодарна” — не надо так. Мне об этом сами ребята сказали: “Говори, как есть”. Критика должна быть вежливой и конструктивной, но не заискивающей.
— Планируешь ли продолжать развиваться как режиссер?
— Останавливаться на этом точно не хочу. В этом году попробую записать аудиоспектакль. Это не потребует от участников бесконечных репетиций и поездок, у нас же на носу ЕГЭ, надо готовиться.
— Вы же ты этом году заканчиваете школу. Каким бы хотела, чтобы ваш класс запомнился ученикам и преподавателям?
— Я хочу, чтобы наш 11А запомнился как что-то искреннее и душевное. Мне кажется, у нас есть все шансы. Мы отличная команда. Пора начинать продумывать свой последний звонок как финальную точку в гимназии.