Как, собственно, умирает подшипник? Повреждается поверхность дорожки, по которой бегают шарики и ролики, в следствии какой-либо ударной нагрузки, или из-за того, что центральный болт/гайка затянуты с недостаточным или избыточным усилием. Смазка, вложенная с завода, может потерять свои свойства из-за попадания влаги, или же из-за локального перегрева (например, из-за заклинившего суппорта). Как бы то ни было, появится посторонний шум, больше похожий на гул. Отличительный признак – меняющий тональность в зависимости от нагрузки. Проще говоря – при повороте руля. Вот только при попытке выяснить, какой из подшипников требует замены помните, что звуки по автомобилю распространяются очень причудливо, и если вам кажется, что гудит очевидно спереди справа, то вполне возможно, что неисправным окажется задний левый:-)
Наверняка далеко не все из вас помнят о конических ступичных подшипниках, ресурс которых сильно зависел от того, как точно удастся отрегулировать зазор. Куда привычнее ступичный узел, где и подшипник и ступица собраны в одном корпусе, который прикручивается к поворотному кулаку. Не нужен пресс, не нужна какая-либо предварительная сборка. Открутил, прикрутил – и поехал. Но современному Polo RUS достался передний ступичный подшипник HUB 2.1 от предыдущих поколений:
Подшипник и ступица собраны на заводе в одно целое, и там же задан преднатяг внутренних обойм. Проще говоря – его работа и ресурс не зависят от ступичной гайки. Но есть нюанс: замена этого подшипника требует специального инструмента:
И определённых навыков. В целом же процедура замены проста, и производится следующим образом:
Демонтаж старого подшипника
— первым делом открутить ступичную гайку;
— открутить колесо;
— открутить болты крепления суппорта;
— подвесить суппорт:
— открутить болты крепления скобы суппорта:
— снять скобу;
— открутить болт фиксации тормозного диска;
— снять тормозной диски;
— открутить центральную гайку:
— использую тонкую выколотку выдавить ШРУС из ступицы:
— открутить гайки крепления шаровой опоры к рычагу:
— опустить рычаг вниз, а стойку потянуть наружу:
Пришло время распаковать чемоданчик, и подобрать необходимые оправки:
— собрать съёмник :
Со внутренней стороны оправка должна быть подобрана по размеру внутренней обоймы подшипника.
Важный нюанс! Сверху через поворотный кулак вставлен датчик ABS, который можно легко повредить при демонтаже подшипника. Поэтому необходимо или его предварительно извлечь, или сделать в оправке выемку, которая позволит обойти датчик.
— зафиксировать гайку и крутить винт, тем самым извлекая подшипник:
— крутить до тех пор, пока подшипник не покинет поворотный кулак:
Подготовка к установке подшипника
Подготовить, собственно, надо посадочное место в поворотном кулаке. То есть надо его очистить, а также те места, куда упирается подшипник:
И куда вщёлкивается стопорное кольцо:
В этой конструкции есть фиксатор, в виде пружинчатого стопорного кольца, являющегося частью ступичного узла:
Посадочное место необходимо смазать:
Как я уже говорил, одной из особенностей замены подшипников данной конструкции является необходимость использования специальных оправок, которые позволяют передавать усилие пресса или приспособления именно на наружную часть подшипника:
Находятся, и, к сожалению, не редко, слесаря, которые не считают отсутствие оправок препятствием, и запрессовывают подшипник старым способом – в прессе. При этом оказывая давление непосредственно на ступицу. Видимо в их сознании нет понимания конструкции обычного подшипника, и они не видят разницы, на что именно придётся вес в несколько тонн (а именно такими параметрами придётся оперировать). Оставим это на их совести, и вернёмся к вопросу «как правильно»
Установка подшипника
Подобрать оправки нужного диаметра, и свинтить их вокруг подшипника:
— собрать набор из оправок и подшипника, приставить к поворотному кулаку:
С обратной стороны надеть оправку, в этот раз превышающую диаметр подшипника.Зафиксировать гайку, и закручивать винт:
— запрессовывать подшипник до упора. Снять все оправки, убедиться, что фиксатор защёлкнулся в канавку:
Обратный монтаж:
-очистить шлицевую часть ШРУСа;
— вставить ШРУС в ступицу;
— вставить шпильки шаровой опоры в рычаг, наживить гайки, затянуть с усилием 50 Nm;
— очистить внутреннюю поверхность тормозного диска, надеть на ступицу, прикрутить фиксирующий болт;
— надеть скобу суппорта, затянуть болты:
— надеть суппорт, прикрутить:
-наживить новую центральную гайку:
— прикрутить колесо, опустить машину с подъёмника;
— затянуть колёсные болты:
— затянуть ступичную гайку:
— нажать пару раз на педаль тормоза;
— ездить и наслаждаться тишиной.
Как обычно, большее количество фотографий и текста — в оригинале статьи, на нашем сайте.
Яков Финогенов
Технический специалист ЕвроАвто.