4-я часть статьи про новые концепции лидерства рассматривает проблему формирования разделенного лидерства в организации
Перспектива создания высоко эффективных команд связана с получением от каждого члена команды индивидуального и личностного вклада в работу и лидерство команды.
Рисунок 4. Этапы становления разделенного лидерства.
Для возникновения и развития разделенного лидерства необходимо пройти все этапы и реализовать следующие мероприятия (на правах гипотезы): Проектирование групповой работа. Механизм получения обратной связи 360о. Программы обучения и тренинги лидерства. Организация работы в виде проектов. Наличие специальных сотрудников «Коучеров», «фасилитаторов» или «модераторов». Изменение стиля менеджмента в сторону трансформационного. Наличие определенных правил, процессов и процедур. Участие в принятии решений и постановке целей.
Прежде чем ответить на вопрос о возможности создания разделенного лидерства в организации необходимо рассмотреть возможные препятствия.
Препятствие № 1. Не каждый человек в организации может стать лидером
Согласно теории лидерских качеств, не все люди обладают врожденными лидерскими качествами, вероятнее всего лидерские качества, будут неравномерно распределены между людьми организации. Возможно, что организационная среда не всегда способствовала проявлению и развитию лидерских качеств, и тем не менее, известно, что навыки лидерства, и само лидерское поведение может быть развито определенными условиями и усилиями, сфокусированным вниманием, пониманием и практикой. Таким образом, не каждый может стать выдающимся и известным лидером, но каждый может развить свои лидерские возможности, качества и потенциал, чтобы быть лидером для других людей в организации.
Препятствие № 2. Лидером можно стать только самостоятельно
Обучение лидерству и лидерскому поведению дает техническое превосходство в преодолении инерции мышления и поведения, построения новых отношений и способностям к лидерскому взаимодействию. Также, человек должен научиться управлять собой, взять в первую очередь ответственность за свои действия и за то, что с ним происходит, чтобы стать лидером для самого себя. Обучение лидерству будет толчком к пробуждению лидерского потенциала.
Препятствие № 3. Лидерству нельзя научить
Обучение лидерству также реально, как обучение плаванию или любому другому спорту. Естественно, знания концепций лидерства еще не дают способности быть лидером, их нужно тренировать, отрабатывать и практиковать. Но это не значит, что знание концепций и понимание лидерства бесполезно, скорее это как ориентир в личностном развитии. Лидерству можно и научить, но главное, должны быть созданы условия для проявления лидерства в практических действиях. Групповая работа и групповое обучение обеспечивают возможность учиться и проявлять лидерство в своем поведении. Роль менеджмента в процессе формирования лидерского поведения заключается в создании условий, т.н. «правил игры». Групповая работа связана с постановкой задач, распределением ролей, осуществлением обратной связи, быстрее и в условиях, которые способствуют обучению быстрее, чем в формальной организации.
Препятствие № 4. Для лидера важно, что он говорит
Человек получает оценку своему лидерству, только через обратную связь. Обратная связь это ключ к эффективной адаптации и изменению собственного поведения, что особенно важно в динамичной групповой среде и требования конкурентоспособности со стороны организационного окружения. Без эффективной обратной связи невозможно остаться в курсе направлений изменений. Формирование лидерства невозможно без эффективной обратной связи, поскольку лидерство подразумевает диалог в отношениях, здесь не достаточно рефлексии своего поведения.
Обратная связь 360 охватывает широкий спектр текущих деловых проблем, при высоком уровне объективности: анализ отношений в группе, анализ уровня выполнения работы, оценка и необходимость обучения, уровень вознаграждения. Однако, обратная связь – это организационный процесс и навык одновременно, поэтому помимо организационных вопросов, для получения всех возможностей обратной связи необходим соответствующий уровень умения. Давать обратную связь также трудно, как и получать, не только потому, что получение обратной связи требует навыков работать и менять свое поведение, но и потому, что обратная связь может иметь неприятные последствия и подорвать отношения по работе.
Препятствие № 5. Лидерство это индивидуальная работа
Групповая работа подразумевает неформальное руководство и возможность проявить неформальное лидерство при отсутствии формального руководителя. Командам свойственен горизонтальный тип лидерства построенного на убеждение, а не полномочиях, и работа в группе способствует формированию умению оказывать влияние в отсутствии формальных полномочий, опираясь на свои личностные качества.
Требования деловых организаций говорят о необходимости проектирования групповой работы, формирования навыков работы в группе. Эффективность формирования лидерства зависит от способности компании создать условия для групповой работы. Самостоятельное формирование команды способствует большим обязательствам по отношению к команде. Другой метод подразумевает анкетирование, или интервью, а само формирование идет по основному критерию – разнообразие.
Препятствие № 6. Группы приводят к созданию барьеров между группами
Улучшить взаимодействие между членами разных групп можно при помощи различных форм обратной связи. Качественная группа, которая составлена добровольно из людей заинтересованных в совместной работе, получении лучших результатов, развитии качеств лидерства и взаимодействия по определению должна стремиться к получению нового опыта, а следовательно к открытости и восприимчивости.
Инструментом по оценки взаимодействия на групповом и меж групповом уровнях является работа членов команды в других командах, взаимодействие с людьми из других групп, одновременное вхождение или периодическая ротация участия человека в работе нескольких группах («функциональной», «продуктовой», «проблемной»). Выход участника команды за ее пределы требует новых и повышенных качества лидерства. Это гарантирует, что лидерское взаимодействие в организации будет выходить на более на высокий уровень. Вершиной разделенного лидерства будет свободное формирование команд и участие в нескольких командах как в организации, так и за ее пределами (у поставщиков, потребителей и возможно даже у конкурентов.
Необходимо только найти и создать в организации условия, которые служили катализатором лидерства для пробуждения лидерских качеств, которые есть в каждом человеке.