Во времена стремительных изменений и во времена незыблемого постоянства есть люди, которые видят, что будет завтра, указывают путь другим и ведут за собой. Они помогают обрести уверенность в собственных силах и пробуждают интерес, но они также способны признать свои ошибки и знают, когда надо сказать: "Не знаю…"
Актуальность
Организации во всем мире находятся под влиянием постоянного изменения окружающего окружения, повышения уровня конкуренции, технологических нововведений, глобализации. Помимо конкуренции на рынках продукции, организации испытывают конкурентное давление со стороны собственников капитала и требований акционеров. Проведение быстрых, адекватных и своевременных организационных изменений необходимо для развития организации и бизнеса, но более важным является создание и инициирование изменений самой организацией, что невозможно без инициативных и согласованных действий каждого работника.
Успех подобных изменений во многом зависит от наличия лидера в организации, не только проявления лидерских качеств среди руководителей, но и среди всех сотрудников. Известно, что лидером на рынке организацию делают лидеры в самой организации путем видения перспектив, инициативы, личной ответственности, мотивации других и проведения изменений. Но с точки зрения теории, лидерство еще не получило достаточно достоверных экспериментальных подтверждений того, как трансформируется механизм лидерского взаимодействия в эффективность организационных изменений и приводит к успеху организацию.
Лидерство в современных организациях, важно в следствии возрастания динамики изменений окружающей среды, при этом трансформационных характер изменений делает накопленный организацией в прошлом успешный опыт малоэффективным. Появляется необходимость постоянного поиска новых возможностей и быстрой способности их реализации. Роль лидерства в организации важно еще и потому что независимо от того, сколько знаний и навыков имеют люди в организации, результат их работы будет зависеть от тех, кто устанавливает цели, побуждает к работе и проводит необходимые изменения. Другими словами, люди которые знают, что и как делать будут всегда, обращаться к тем, которые знают, зачем и почему надо делать.
Лидерство становится незаменимым ключевым элементом бизнеса. Представьте себе организацию, где нет ни какого проявления лидерства, отсутствуют перспективы, доверие заменено контролем, который становится более жестким и частым. Ухудшается организационный климат, люди боятся делать ошибки, творческие и предприимчивые личности покидают организацию. Больше времени на постановку и согласование задач, в поведении просматривается безответственность и безынициативность. Организация ориентируется на систему, создание и утверждение правил, что приводит к нежеланию изменений и потере конкурентоспособности. В итоге, низкая эффективность, плохое качество, потеря клиентов, ухудшение финансового состояния.
Часто между лидерством и менеджментом ставят знак равенства, но это является скорее свидетельство важности, чем тождественности этих явлений. Лидерство и менеджмент объединяют такие качества, как предвидение и способность приводить людей к результату, но существуют также и отличия, в которых проявляется разница.
Четыре различия между менеджером и лидером
Развитие теорий лидерства
В настоящее время имеется большое множество различных теорий и концепций лидерства, но изучение лидерства продолжается, развивая наше представление о возможности построения новых человеческих отношений и управленческого взаимодействия, углубляя понимание феномена лидерства. Многообразие лидерства можно передать различным пониманием этого явления.
«Лидерство - это воздействие на группы людей, побуждающее их к достижению общей цели» (Дж Терри).
«Лидерство – это тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании источников власти, направленный на побуждение людей к достижению общих целей.» (О.С. Виханский, А.И. Наумов).
«Лидерство – это межличностное взаимодействие, проявляемое в определенной ситуации с помощью коммуникационного процесса, направленное на достижение специфической цели» (Р. Танненбаум, И. Вэшлер, Ф. Массарик).
«Лидерство – это сущность деятельности руководителей по созданию организационной культуры». (Э. Шейн)
Различные взгляды и определения говорят о многообразии этого явления, а также о том, что лидерство продолжает меняться, отвечать на запросы людей, и принимать на себя вызовы нового времени.
/первая часть статьи "Разделенное лидерство" (с) 2005 год./
Продолжение следует...