Я не ожидала, что статья про пожилых людей получит такой отклик. Очень много комментариев. И много противоречивых мнений. Я бы хотела ответить на некоторые из них.
Я никого не осуждаю. Уже писала об этом. Уход за больным человеком это адский труд. Такого точно никому не пожелаешь. И отдохнуть от этого хочется. Но у больницы другие задачи. Там лечат. И находиться там больной несколько месяцев не может. У нас сейчас средний срок госпитализации 12-14 дней. И все претензии к минздраву, которое определило сроки госпитализации. Есть специальные учреждения по уходу за людьми. И оформить туда человека можно. Собрать документы не так сложно. Муторно, но возможно. Придется только место подождать. Но лучше подождать 2-3 месяца, чем страдать от того, что тяжело обеспечить уход за лежачим больным. По поводу ухода в этих самых домах престарелых. В зону ответственности нашей больницы входит дом престарелых. Пациенты из него приезжают достаточно чистенькие, ухоженные, о них всегда справляются и забирают назад сразу, когда скажет врач. И никто из бабушек-дедушек пока не жаловались на персонал этого дома перстарелых. Только от пенсии человеку будет оставаться только 30%, остальное идет учреждению. А если человеку больше 85 лет, то пенсия уже приличная, особенно, если участник войны, и на неё часто живёт вся семья. Такие реалии нашей жизни.
Для оноклогических больных есть хосписы. Я узнавала, там больной может лежать 3-4 недели. Не так много, но это передышка для родственников.
Вот с дементными людьми сложнее. Почему-то в нашей стране родственники этих больных не хотят обращаться к психиатрам. Или потом не дают назначенные лекарства. Как сказала мне одне такая дама: "а вдруг мама овощем станет? И у них же столько побочных эффектов". И вот парадокс: буйный человек - плохо, "овощ" - тоже плохо. Ну нет пока лекарств, которые восстанавливают интеллект и личность. А имеющиеся препараты действительно не из безвредных, но без них никак. И в психбольницы таких пациентов не берут. Потому что туда забирают или с добровольного согласия человека, или если он представляет опасность для своей жизни или жизни окружающих, закон такой. А если человек размазывает отходы жизнедеятельности или обвиняет родственников, что его не кормят, то его не возьмут, это да. И если хочется более-менее спокойной жизни рядом с таким человеком, то надо давать лекарства. Их, кстати, специально в виде капель выпускают, чтобы можно было в воду подмешать, ведь пить таблетки больной человек может отказаться. А когда они попадают в обычную больницу, то бывает ещё хуже. Незнакомая обстановка действует на них дестабилизирующе. Они начинают пытаться уйти из отделения, кричат по ночам, не подпускают к себе персонал. А в обячном стационаре психиатрических лекарств нет. На острые психозы мы психбригаду вызываем. Приходится вызывать родственников, чтобы они с ними сидели, тоже никакого отдыха.
И ещё один пример из практики. Сижу я в ординаторской, время обеда. И тут влетает молодой человек и начинает орать, что его дедушку не кормят. Понимаю, что это про моего лежачего пациента. Спокойно объясняю, что медсестра одна, сейчас разнесет всем неходячим еду, потом всех, кто не может сам поесть, покормит в порядке очереди. Но он орет, что он помощник депутата, нас всех уволят, и что если бы он не пришел и не проконтролировал (!), то дедушка остался бы голодный. Тут не выдержала заведующая и резко сказала ему, что он мог бы и сам покормить своего пожилого родственника. Под напором внук ретировался. И просто испарился. Дедулю так и кормила медсестра. Но при этом заботливый внук принес дедушке мешок еды и поставил рядом с кроватью, а дедуля до него дотянуться все равно не может... И даже в этом случае я внука осудить не могу, но очень хочется.
И ещё ответ тем, кто говорит, что пожилых не лечат. У нас лечат. У меня сейчас лежат пять пациентов в возрасте от 81 до 92 лет (это из моих одиннадцати пациентов). Все приехали на "скорой помощи".
Ещё про эвтаназию хочу написать, но уже длинная статья получилась. Напишу отдельно, про неё у меня много мыслей.