Найти в Дзене
Предпринимай!

«Успех социального стартапа». Отрывок из книги Кэтлин Дженас.

В издательстве фонда «Нужна помощь» выходит книга Кэтлин Келли Дженас «Успех социального стартапа». В течение пяти лет Дженас брала интервью у нескольких сотен американских руководителей успешных некоммерческих проектов. Она хотела понять, почему одни проекты растут и преуспевают, а другие нет. Советы Дженас универсальны и пригодятся московским предпринимателям. Moscow.Business публикует отрывок из книги про компанию, которая споткнулась на продажах прибора для лечения младенцев от желтухи.

Неудачи и умение лидеров признавать их критически важны для инновационного процесса. «У меня не было неудач. Я просто нашел 10 тысяч способов, которые не работают», — сказал Томас Эдисон. А Томас Уотсон, в течение 40 лет возглавлявший компанию IBM, выразился так: «Самый быстрый путь к успеху — увеличение числа неудач вдвое».

В последние годы в Кремниевой долине все больше внимания уделяется командам, которым предоставляются полная свобода действий и право на ошибки. Как отметили Ричард Фарсон и Ральф Кейс в статье «Лидер, терпимо относящийся к неудачам», опубликованной в журнале Harvard Business Review, лидеры таких команд «заставляют людей видеть дальше традиционных, слишком упрощенных определений неудачи»: «Они знают, что тот, кто считает неудачу антонимом успеха, а не дополнением к нему, никогда не решится на риск, необходимый для внедрения инноваций». Право на ошибку — условие, крайне важное для рождения нестандартных идей и создания революционных продуктов и услуг. Стартапы должны быть готовы к неудачам, а их лидеры должны помогать сотрудникам преодолеть боязнь ошибиться.

«Считайте неудачи экспериментами, благодаря которым вы каждый раз узнаете что-то новое», — сказал гендиректор IDEO Тим Браун. Такова культура в одной из самых инновационных НКО социального сектора D-Rev, которая обеспечивает малоимущим доступ к современному медицинскому оборудованию.

В 2014 году D-Rev получила по программе USAID Saving Lives at Birth грант на создание более компактной версии своего флагманского продукта — светодиодной лампы для фототерапии Brilliance. Эти приборы предназначены для лечения младенцев, страдающих острой неонатальной желтухой: на ребенка, лежащего в кувезе, направляется интенсивный синий свет, обладающий сильным терапевтическим эффектом.

До появления лампы Brilliance такое оборудование было слишком дорогим для клиник в большинстве развивающихся стран. Первый прибор этой серии, позволивший значительно снизить стоимость лечения детей, оказался настолько популярным, что (в полном соответствии с принципами человекоориентированного проектирования) организация разработала еще два прибора — продвинутую версию с расширенным функционалом и повышенной практичностью и вариант со светом, исходящим снизу. Сейчас лампы Brilliance имеются в клиниках в 20 странах. За прошедшие годы они были применены для лечения 220 тысяч младенцев, страдавших неонатальной желтухой.

USAID хотела понять, сможет ли D-Rev создать гораздо более дешевый портативный прибор для клиник в сельской местности. Лечение неонатальной желтухи — норма для городских больниц, которые могут себе позволить закупку современного оборудования и наем компетентного персонала. В сельской же местности эта медицинская услуга доступна далеко не всегда, и к тому моменту, когда младенцы оттуда поступают в городские лечебные учреждения, многие из них уже серьезно больны.

USAID надеялась, что прибор D-Rev даст возможность лечить детей на местах, в том числе в самых маленьких и бедных больницах. D-Rev разработала прототип под названием Comet и в рамках пилотной программы передала устройства этой модели в 13 клиник в Индии, Кении и Непале. В качестве прибора сомнений не было: опыт D-Rev в создании ламп Brilliance позволял ей чувствовать уверенность в своих силах.

И тем не менее команда хорошо знала, что любой продукт необходимо испытать в полевых условиях. Именно на этом этапе часто возникают непредвиденные проблемы, связанные с дизайном и конструкцией приборов, системой их дистрибуции и особенностями применения.

«Сколь бы ни был элегантен, продуман и отточен дизайн оборудования, он ничто без обученного персонала, продаж, дистрибуции и техобслуживания», — поясняет инженер-конструктор D-Rev Гаррет Шпигель.

За год полевых испытаний Comet эксперты D-Rev выявили несколько проблем, одна из которых заключалась в следующем. В сельских больницах был недостаток квалифицированных врачей и ресурсов для диагностики неонатальной желтухи у младенцев. Многие из этих учреждений по техническим причинам не могли сделать необходимые анализы крови и далеко не всегда были готовы приступить к лечению детей без них, даже несмотря на рекомендации Всемирной организации здравоохранения. D-Rev необходимо было сделать что-то для повышения уровня диагностики, в противном случае клиники просто не стали бы приобретать Comet.

Кроме того, в сельских медучреждениях нередко случались перебои с электричеством, а заряда аккумуляторов прибора было недостаточно для того, чтобы в процессе лечения, которое длилось несколько дней, поддерживать нужную температуру тела младенцев. Одна из больниц установила на крыше солнечные батареи, но такой метод решения проблемы подходил далеко не всем.

И тогда D-Rev, вложившая значительные средства в создание прибора и сделавшая себе репутацию благодаря успеху серии Brilliance, решила свернуть программу Comet. В публикации, посвященной этому решению, Гаррет Шпигель остался верен принципу «неудача — это урок». «В истории с Comet надо четко понимать одно: этот прибор — не неудача. Мы просто получили данные для работы над новой версией прибора», — написал он. И действительно, полевые испытания Comet заставили D-Rev обратить особое внимание на цепь поставок приборов Brilliance и внести в нее изменения.