То, как алхимия воспринималась в России XVIII века, прекрасно иллюстрирует литература того времени. Один из выразительных примеров – сочинения императрица Екатерины II, которая, как известно занималась на досуге литературным творчеством
Интересный образ псевдо-алхимика, шарлатана и мошенника по имени Калифалкжерстон предстает в пьесе Екатерины II под названием «Обманщик». Хронологически это один из первых из многочисленных алхимистов-обманщиков в литературе второй половины XVIII в.
Калифалкжерстон делает все, что подобает мошеннику и шарлатану – без устали хвалит себя и свое искусство, ведет туманные рассуждения о тайных науках, ведет беседы с невидимыми сущностями, например, с духом Александра Великого и обещает золотые горы своим потенциальным жертвам. «Искусство наше неизмѣримое», – объявляет он одному из собеседников, тут же повествуя о своих возможностях: «Я малые алмазы передѣлываю большими иногда для своей забавы. Напримѣръ, бездѣлушка, которая у тебя на рукѣ, перстень, буде мнѣ отдашь, я тебѣ его возвращу величиною въ одинъ камень, втрое противу того, какъ онъ теперь, лишь прибавь на сто червонныхъ чистаго золота» (Цитируется по изданию 1849 года, сохранена авторская орфография) . Предлагая проделать то, что в алхимии называется «мультипликацией», он обещает преумножить и золото, и драгоценные камни, но ему необходимо некоторое количество исходного материала, чтобы начать операцию, под видом чего он намеревается получить от доверчивого клиента дорогие ювелирные изделия, а потом заморочить тому голову пространными и малопонятными речами о философии и тайных учениях.
Однако обман его вскрывается, афериста сдают властям, а полученные обманным путем вещи возвращают владельцам – казалось бы, незамысловатый сюжет небольшой комедии. Но за нехитрым сюжетом стоит нечто большее. Как российские, так и зарубежные исследователи относят это творение Екатерины II к антимасонским пьесам, наряду с двумя другими – «Обольщенный» (1785) и «Сибирский шаман» (1786). Во всех этих пьесах пародируется склонность масонов к изучению эзотерических учений и их философствование, насыщенное малопонятными для непосвященного рассуждениями, а также сложной системой метафор и символов. Вряд ли императрица имела основания обвинить масонов в шарлатанстве и аферах, для нее использование такого рода образов – лишь способ закрепить за масонскими ложами дурную славу.
В пьесе «Обманщик» напрямую повествование касается алхимии, остальные же две эту тему трактуют опосредованно. Ссылаясь на письма самой императрицы, исследователи отмечают, что под именем Калифалкжерстона выведен небезызвестный алхимик и оккультист Калиостро, посещавший Россию и Прибалтику в 1779–1780 гг. Таким образом, сатира в адрес алхимии для Екатерины II не самоцель, а лишь одно из не самых главных направлений антимасонской кампании. Правда, вспомним и то, что алхимия в России как в XVIII веке, так и в последующие столетия, большой популярностью не пользовалась, хотя именно тогда появились русские переводы западноевропейских алхимических трактатов.
Об алхимии у русских розенкрейцеров, а также тексты русских переводов алхимических трактатов вы сможете бесплатно прочитать в книге:
«Небесная наука»: европейская алхимия и российское розенкрейцерство в XVII–XIX вв.
Уважаемые читатели! Ваши мнения и отзывы в комментариях приветствуются.
Для тех, кто интересуется историей и философией алхимии. Вышла новая книга Ю. Ф. Родиченкова "Двадцать веков алхимии: от псевдо-Демокрита до наших дней". Вы можете приобрести книгу: https://vk.cc/9o2qig
Только оригинальные материалы. © Автор публикаций исследователь истории и философии алхимии Ю. Ф. Родиченков.
Чем больше Вы читаете об алхимии, тем больше у Вас появляется вопросов? Может быть, найти ответы на некоторые из них Вы сможете в наших публикациях. Читайте другие статьи, посвященные тайнам алхимии.