Не так давно мною было прочитано в одной статье, что ЕГЭ по обществознанию является чуть ли не самым легким предметом. Это абсолютный миф, который мне очень хочется развенчать. По моему глубокому убеждению, ЕГЭ по обществознанию один из самых трудных и непредсказуемых предметов.
Прежде всего, следует отметить, что обществознание имеет самый высокий минимальный порог из всех предметов - 42 балла. А это значит, что надо постараться, чтобы набрать даже минимальный балл по предмету. Если заглянуть в методические рекомендации по оцениванию заданий ЕГЭ по обществознанию, то можно заметить, что критерии по некоторым заданиям (особенно развернутой части) достаточно размыты, что рождает проблему субъективного оценивания со стороны экспертного сообщества. То есть, выпускнику нельзя наверняка предугадать, насколько его взгляды на события и явления совпадут с точкой зрения экспертов, которые будут проверять его работу. Даже, казалось бы на первый взгляд, банальная формулировка понятия, предложенная учащимся, может вызвать массу вопросов и обсуждений, если вдруг таковая трактовка не предложена в рекомендациях по оцениванию (или отсутствует ключевое слово, предложенное в рекомендациях). Далее может возникнуть ситуация с перекрестной проверкой (или перепроверкой работы), которая проводится экспертами других регионов. И тогда возможны свои сюрпризы. Обществознание настолько субъективный предмет, что точка зрения экспертного сообщества одного региона может совершенно отличаться от мнений экспертов другого региона. И никакая апелляция ситуацию не спасет, ну, разве что 1-2 балла. При этом, на апелляции часто можно услышать, что в работе имеются огрехи, за которые при проверке баллы не снижались, и если их снять, а в другом задании прибавить, то сумма не изменится. Доказательная база на апелляции по обществознанию крайне неустойчивая, с этой точки зрения точные науки или русский язык в более выигрышном положении (хотя, как показывает практика, с каждым годом и по этим предметам апеллировать все тяжелее). Описанное выше касается непосредственно экзамена. А сколько сил и времени отнимает подготовка к этому предмету! Ведь предмет "Обществознание" состоит из нескольких объемных блоков: право, экономика, политология, социология, философия, есть темы по культурологии и социальной психологии. По сути, каждый блок уже является самостоятельной наукой или научным направлением. Так что, на подготовку к экзамену потратить месяц или два просто не получится. Опять же, бытует мнение, что к ЕГЭ по обществознанию можно вообще не готовится, дескать, ответить на вопросы выпускнику поможет, пусть и небольшой, жизненный опыт или различные ситуации, которые происходят в жизни сплошь и рядом. Однако при таком подходе можно даже не набрать минимальные баллы. Отвечать наугад - стратегия абсолютно неверная, которая может привести разве что к провалу экзамена. И еще один нюанс: несмотря на то, что экзамен длится почти 4 часа (3 часа 55 минут), то есть максимально возможное время, очень часто ребятам не хватает времени. Что еще лишний раз подчеркивает сложность этого предмета. Тем не менее, среди всех предметов по выбору обществознание является самым массовым, его чаще всего выбирают выпускнику. А это может означать высокую конкуренцию среди потенциальных абитуриентов при поступлении в вузы. Вот такой на деле оказался "легкий" предмет...