Найти тему
Анна Ульман

Тайна одного офорта.

Оглавление
Офорт "Рыцарь", копия с литографии «Der Rittersaal»
Офорт "Рыцарь", копия с литографии «Der Rittersaal»

Мне хочется рассказать историю одного моего офорта. Я назвала этот офорт «Рыцарь». Сюжетом для офорта послужила репродукция литографии из книги, которую я реставрировала. Это было давно ещё 2005 году, когда я была студенткой художественно-реставрационного училища. Я не предполагала, что книга, доставшаяся мне на реставрацию, хранит такую увлекательную историю.

Теперь всё по порядку.

Я училась в художественно-реставрационном училище, на отделении реставрация графики и книги. На пятом курсе всем дипломникам выдали на реставрацию книги и памятники графического искусства.

Мне попалась книга «Der Rittersaal», изданная в 1842 году в Штутгарте (Германия), её автором был Франц Коттенкамп - бакалавр гуманитарных наук, доктор философии, свободный писатель и переводчик.

Художественно оформил книгу - Рейбишь Фридрих Мартин литограф. Напечатал и издал Карл Хоффман. В переводе с немецкого книга называется: «История рыцарства, его возникновение и развитие, его обычаи и нравы.

В содержание книги входит:
1. Введение;
2. Возникновение и условия возникновения, отношения дворянства в средние века;
3. Сущность и формы рыцарства;
4. Общие замечания об оружии средневековья;
5. Турниры;
6. Судебные поединки.

Правда, на титульном листе стояли штампы - штамп музея, штамп Виноградова С.В. и печать «Порховская центральная уездная библиотека».

Книга-альбом среднего формата, текст печатался в две колонки, гравюры печатались во весь лист. Книга с динамичной и свободной формой разворота, применявшейся в иллюстрированных книгах. Сюжеты иллюстраций познавательные: оружие, метательные машины, копья, мечи, боевые молоты, шлемы, судебные поединки, турниры. Введённая романтиками в моду готика, отразилась на шрифтовом оформлении книги.

Пока я реставрировала саму книгу, стала узнавать кто же был Виноградов С.В. ? Как книга попала в уездную библиотеку, а затем была передана в Бахрушинский музей?

Как вы понимаете, история книги – это часть истории культуры и тем интереснее сам памятник и его бытование.

Первое, что я узнала это, что Порховская центральная библиотека в начале 20 века получила ценные художественные книги, в том числе иностранные, с красивыми гравюрами, рисунками из графского дома Волышово.

Это слово «Волышово» меня сразу зацепило, т.к. на том же титульном листе на просвет видна надпись: «Волышово».

Волышово.

Строгановская усадьба Волышово строилась в 18-19 веках на протяжении 100 лет и по сути представляла из себя целый город, окружённый парками. Весь архитектурный комплекс, включая дворец, церковь, школу для детей обслуживающего персонала, знаменитый конный завод, питомник для элитного скота, оранжерею, многочисленные хозяйственные и жилые постройки.

В 1880 году у графа Сергея Александровича Строганова, который к тому времени остался единственным и последним владельцем всех владений рода на территории России, скончалась горячо любимая супруга. Спустя три года он уехал в Париж.

  Сергей Александрович Строганов
Сергей Александрович Строганов

Забота об имении и бесценной коллекции произведений искусства (в том числе и библиотеки) легла на плечи управляющего. Армия егерей следила за состоянием парка, состоящего из ценнейших пород деревьев со всего мира, и охотничьих угодий. Садовники в оранжереях ухаживали за редкими сортами роз. Конюхи разведением английской, орловской и казачьих пород лошадей, высоко ценившихся на мировом рынке. Скотники выращивали элитные породы домашнего скота. Мелиораторы следили за состоянием сложнейшей ирригационной системы водоёмов под плитами из белого мрамора, регулировалось даже количество лилий. Все ждали графа, который мог явиться из Франции неожиданно, в любое время, но Строганов больше никогда не вернулся в Россию.

После революции 1917 года Строганов добровольно передал ключи от дворца и картинной галереи наркому просвещения Луначарскому и навсегда покинул Россию. Строганов жил на вилле близ Ниццы вместе со своей второй женой — Генриеттой Розой Левьез до своей смерти 18 апреля 1923 года.

Управление дворцами, которое в революционной неразберихе ещё осталось от временного правительства по инерции позаботилось о бесценных произведениях искусства Волышовского дворца. Картины, статуи, ювелирные изделия, книги были вывезены из усадьбы в город Порхов, где хранились в доме бывшего купца. Документальный учёт не вёлся, и многие произведения разворовали. Библиотеку Строганова передали центральной городской уездной Порховской библиотеки. Богатейшую усадьбу разорили.

Каким образом эта книга попала к С.В. Виноградову неизвестно. Виноградов актёр, режиссёр периферийных театров. Организовал театр «Рабочих и солдатских депутатов» в 1917 году. Художественный руководитель и главный режиссёр Горьковского городского драмтеатра (1935); Калининского (1938-41) педагог.

Далее книга попала в Государственный центральный музей имени Алексея Александровича Бахрушина.

Для себя, на память, о реставрации такой книги, которая пережила столько невзгод и попала ко мне на реставрацию. Я решила сделать копию литографии, но повторить, только само изображение, а технику использовать другую. На том момент, я увлекалась офортом, выполнив рисунок на цинковой доске, отпечатала оттиск рыцаря и разукрасила его вручную. Так, я сохранила память о книге «Der Rittersaal» для себя, которая храниться теперь в музее.

💖 Дорогие читатели, спасибо вам, за ваше внимание! Палец вверх 👍, поддержка моего труда. Подписывайтесь на мой канал и читайте мои статьи, первыми!

Читайте так же: