Писала как-то про девочку, которая заявила, что учительница ставит плохие оценки, потому что ее ненавидит. Так вот, прошел месяц с тех пор. На каждом занятии интересуюсь школьными оценками. Ситуация выправилась, троек и двоек пока нет, да и девочка оказалась сообразительная, схватывает на лету.
Как-то после занятия с ней никого не было, предложила девочке чай с печеньями. Все дети любят чаепития, особенно склонные к общению. Во время занятия я не разрешаю отвлекаться.
Тут девочка вся расцвела, она как раз любит поговорить. Я и сама люблю поболтать. Обсудили ее пенал в пайетках, холщовую сумочку с картинками. Вернулись к теме нелюбви к математике. Девочка призналась, что во время занятий со мной, с репетитором, математика ей нравится. Во время школьных уроков опять не нравится.
— Почему опять не нравится, оценки же нормальные? — удивляюсь я.
— Просто учительница мне не нравится.
Понимаю, что нелюбовь девочки к школьным урокам математики — это проекция от конфликта с учителем. Очень аккуратно советую девочке пересмотреть отношение к учителю. Девочка воспринимает разговоры про отношения с учительницей в штыки. По-детски начинает: "А она ..." Предлагаю порассуждать по теме "нравится, не нравится".
Если тебе не нравится человек, твой взгляд всегда тебя выдает. Учитель тоже человек, он может нравиться или не нравиться, это нормально. Поэтому в глаза учителю не смотри, чтобы она не прочитала твое отношение к ней в твоих глазах. Смотри в учебник, в тетрадь, на доску.
Когда все-таки смотришь на учителя, старайся улыбаться и быть доброжелательной. Если ты с добром, то и к тебе с добром. Тренируй "американский оскал", это полезно для развития коммуникативных навыков.
— Коммуникативные навыки — это что? - уточняет девочка. Про "американский оскал" вопросов не возникает.
— Это искусство общения, необходимое всем людям. Ты пока еще маленькая, подросток, но должна понимать, если кого-то ненавидишь, то другому человеку от твоей ненависти может быть ни холодно, ни жарко. А страдаешь от своей ненависти ты сама.
Девочка острая на язык, советую ей лишнего не говорить во время школьных уроков, лучше не задавать вопросы и помалкивать. Поговорить можно с подружками на перемене.
— А если я не пойму урок, тоже лучше не спрашивать?
— Учительница запретила тебе вопросы задавать, достала ты ее уже, видимо. Помолчи пока на уроках, что надо, спрашивай у меня, для этого ко мне и ходишь.
Тут мама за ней приехала, и ученик следующий подошел.
Чувствую, разговор на тему ненависти к учителю еще не завершен, девочка еще не смирилась. Хочу надеяться, не зря полчаса с ней беседовала.