"В ближайшие годы в России в С.Петербурге будет открыт самый крупный в Европе железнодорожный музей натурных образцов."
Такими громкими словами уже в далеком 2015 году Алексей Борисович Вульфов, председатель Всероссийского общества любителей железных дорог (ВОЛЖД), на конференции приуроченной к 25-ти летию общества, озвучил всем присутствующим эту важную и торжественную новость.
Ещё в 2012 году компанией ОАО "РЖД" было приятно решение о создании нового музея, а с 2014 года начались строительные работы возле Балтийского вокзала в Санкт-Петербурге. С 8 июня 2016 года экспозиция подвижного состава, размещавшаяся ранее на путях закрытого к тому времени Варшавского вокзала, переезжает в новые корпуса.
30 октября 2017 года обновлённый "Музей железных дорог России" открылся для посетителей (началом его истории принято считать 1978 год, когда был создан музей Октябрьской железной дороги).
Общая площадь территории музея — более 50 000 м2
"Музей железных дорог России" расположен в двух соединенных корпусах — здании бывшего локомотивного депо Петергофской железной дороги, построенном в 1850-х гг. по проекту архитектора А. Кракау, и повторяющем его по форме, но превосходящем по размерам, новом здании, построенном по проекту архитектора Н. Явейна. Часть экспонатов демонстрируются посетителям на открытой площадке. Общая площадь территории музея — более 50 000 м2, что сравнимо по размерам с Дворцовой площадью Санкт-Петербурга.
Справка из Википедии об истории музея
Первый раз я посетил "Музей железных дорог России" в мае 2018 года. Тогда он произвёл на меня очень сильное, я бы сказал ошеломляющее впечатление. И теперь, каждый раз когда я вновь приезжаю погостить в северную столицу, не упускаю такой возможности снова побывать в его стенах, чтобы прикоснуться к истории железных дорог. На момент данной публикации это уже третий мой визит в музей.
Добраться и найти музей очень просто, доехав на метро до станции Балтийская. Сам музей находится в шаговой доступности от метро, всего минуты две ходьбы и вы на месте.
Лишь только перешагнув за порог парадных дверей, попадаешь в особую антуражную атмосферу полумрака кирпичных деповских сводов, где мы увидим первые доступные экспонаты - маневровые танк-паровозы серий Ь-2023 и ТТ-1770.
Здесь же на входе расположены билетные кассы, гардероб, туалет и магазин с сувенирной продукцией.
О ценах на билеты:
- полный 300 руб.
- льготный 100 руб. (предусмотрены для детей, студентов и отдельных категорий граждан)
Очень жаль, что нет никакой скидки для железнодорожников, хотя бы 50%. Вот этот момент меня как машиниста очень сильно огорчает и здорово портит всю картину от посещения.
Билеты можно купить и удаленно, оформив электронные на официальной страничке музея.
В ассортименте магазина всегда можно найти разнообразную фирменную продукцию с символикой "Музея железных дорог России": магнитики, кружки, футболки. Имеется большой выбор сборных моделей, подобно вот этим представленным на стендах уже в собранном виде.
В продаже имеются также редкие подарочные издания книг (правда очень уж дорогие), изящные красивые подстаканники и прочая сувенирная продукция на любой вкус.
Отправимся же бродить в самостоятельную экскурсию по обширным залам музея, служившими здесь когда-то деповским зданием и мастерскими Петергофской ж.д. Петербург - колыбель железных дорог России, именно отсюда в 1837 году была проложена первая железная дорога С.Петербург-Царское село, а уже через 14 лет в 1851г. пролегла целая протяженная магистраль в 650 км до Москвы, связав стальными нитями две столицы. Поэтому очень символично, что музей подобного масштаба открыли именно здесь, а не в Москве.
Количество представленных натурных образцов экспонатов просто зашкаливает - это 118 единиц подвижного состава (локомотивы, вагоны, электропоезда разных эпох), не говоря о десятках тысяч прочих старинных ж.д. атрибутах (фотографии, нумизматы, динамические макеты, приборы, инструменты, детали паровозов и т.д.).
Здесь каждый найдёт по душе понравившиеся ему экспонаты. Причем от них всё ещё веет атмосферой техноромантики былых времен. Воздух в залах, несмотря на всю глянцевость восстановленных музейных образцов ж.д. техники, наполнен живым духом железных исполинов - легким запахом машинного масла и дизельного топлива. Совсем немного, но я очень хорошо ощущал его в воздухе в залах музейных помещений, находясь рядом с паровозами и тепловозами. Это трудно передать словами, и все же если окажитесь там, то вспомните о чём я вам говорил.
Поворотные круги, железнодорожные пути и целые производственные уголки, воссоздающие действующие деповские цеха, помогают посетителю погрузиться в былые времена железки. Из музейных динамиков периодически доносятся отрывистые голоса паровозных гудков и прочие звуки, создающие неповторимый фон романтики, тот самый дух странствий.
Каждый представленный в залах музея экспонат по своему уникален. Это не созданные заново по чертежам локомотивы и вагоны прошлых лет, а восстановленные с душой бывшие труженики стальных магистралей, которым реставраторы с любовью и трепетом к своему делу вдохнули вторую жизнь.
У каждого посетителя этого музея наверняка уже есть собственные любимые экспонаты, которые их особенно привлекают. Меня например как магнитом очень сильно тянет к пассажирскому тепловозу ТЭП80 - настоящая легенда отечественных железных дорог, установившая мировой рекорд скорости среди тепловозов в 271 км/ч (предел эксплуатации российских железных дорог, достигаемый на скоростных электропоездах типа "Сапсан" составляет 250 км/ч).
Этот рекорд, установленный 5 октября 1993, года так и остаётся не побитым до сих пор.
Двадцатицилиндровый дизель этого лайнера стальных магистралей выдавал астрономическую и по нашим временам мощность - 6000 л.с.
Музейные будни отлично разбавляют различные современные мультимедийные ноу-хау, которые активно здесь внедряются и очень гармонично дополняют всю экспозицию. Это тот момент когда прошлое отлично сочетается с новейшими технологиями настоящего. Взгляните например на это, движущаяся интерактивная рамка словно рентген, открывающая нам внутреннее устройство тепловоза ТЭП70:
Или вот ещё, как прямо на ваших глазах оживает и затем вновь застывает история:
Мир "Музея железных дорог России" не статичен, а динамично развивается. Я это хорошо заметил, посетив музей уже несколько раз с большим промежутком по времени. Каждый раз посещая музей, открываю здесь для себя что то новенькое. Вот например новая экспозиция ж.д. переезда, которая заставляет нас погрузиться в 60-е прошлого века, эпоху СССР, вызывая лично у меня чувство глубокой ностальгии...
Мне она очень понравилась. Раньше увидеть подобное можно было только в старых советских кинофильмах. А здесь это представлено вашим глазам в живую. Глянцевый "Москвич" 407 с хромированными бамперами и блюдцами на колесных дисках и пассажирский лайнер тех времен тепловоз ТЭ7 будто выехали на железнодорожный переезд прямо из прошлого. Буквально завораживает...
Если во время посещения музея у вас внезапно разрядится мобильный телефон, планшет или сядет фотоаппарат и как назло с собой не оказалось power bank - это не беда. Организаторы заботливо предусмотрели и этот важный момент, разместив розетки для подзарядки в специальных тумбах, на которые можно присесть чтобы передохнуть (зарядку или usb-шнур все же нужно будет взять, не забыв дома).
А если вы проголодались, то к услугам посетителей здесь же в музее есть уютное кафе, интерьер которого стилизован под салон пассажирского вагона.
Закончив с осмотром экспозиций в залах, можно отправиться подышать свежим воздухом на открытую площадку музея, где вас ожидает ещё немало интересных экспонатов: тепловозы М62, ДМ62, ЧМЭ3, скоростные электропоезда ЭР200, "Сокол-250", паровой кран ПК6, электровозы ВЛ60к, ВЛ82м и многие другие натурные образцы ж.д. техники.
Среди которых самый большой и притягательный это наверное БЖРК - боевой железнодорожный комплекс с тепловозом серии ДМ62.
В музее представлен его "урезанный" вариант, всего одна пусковая установка, два вагона обеспечения, в том числе с устройством для отвода контактной сети и тепловоз. В реальности же эти поезда включали в себя три пусковые установки, три тепловоза серии ДМ62, командный пункт, цистерну с дизельным топливом, замаскированную также под вагон рефрижератор и ещё несколько вагонов дополнительного обеспечения и для размещения личного состава ракетного поезда. Однако и этой представленной части поезда вполне хватает чтобы ощутить всю мощь и гениальность советской военной инженерной мысли.
Пошёл бы я ещё раз на Балтийский вокзал в Петербурге чтобы вновь посетить "Музей железных дорог России"?
Скорее да чем нет. Впечатления полученные от музея просто бесценны, а время которое можно провести там - это время потраченное я считаю исключительно с пользой. Поэтому мой краткий вам итоговый вердикт - рекомендую.
Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь на канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!
P.S. личная страничка для обратной связи автора канала, пишите мне буду рад в Instagram и ВК