Здравствуйте. Продолжу рассказ о экспедиции английских торговцев в Россию времен Ивана Грозного. Участник этого путешествия Климент Адамс написал об этом отчет английскому королю Филиппу.
Экспедиция была нелегкой, экипажи двух кораблей вместе с начальником экспедиции погибли, доплыть до русского берега удалось только одному кораблю, членом экипажа которого был Климент Адамс.
Россияне дружелюбно встретили англичан, Великий князь Иоанн Васильевич пригласил иностранных гостей к себе в Москву. После долгого трудного пути герои прибыли на место. Климент подробно расказывает о географии и природе России.
"Что касается до гор Рифейских, где древние полагали русло Танаиса и искали чудовищ, созданных воображением Греков: то наши соотечественники их не видали, а только узнали по слухам, что там земля ровная, степная, и лишь изредка встречаются горы; по направлению к Северу, простираются обширнейшие леса, преимущественно еловые, употребляемые на постройки. В лесах водятся буйволы, медведи, черные волки и неизвестная у нас порода зверей, называемая росомахою. Когда они пресытятся и обременят желудок пищею, то стараются увязнуть между двух дерев, чтобы облегчиться. Буйволов ловят во множестве охотники конные, а медведей пешие деревянными рогатинам. В местах, лежащих к Северу, такой необыкновенный холод, что, если сырое дерево положить в камин, то капающая из него влага замерзает сосульками. На таком малом протяжении, с одного конца горящие угли, а с другого лед! С наступлением зимы, стужа беспрестанно усиливается, и не прежде проходит, как лучи солнца растопят ледяной череп, покрывающей землю. Случалось, что наши соотечественники, остававшиеся зимовать на корабле, вышедши из каюты на палубу, были застигаемы таким холодом, что полуокоченевшие спешили назад. Вот до какой степени нестерпим холод на Cевере Московии; но в местах Южных климат сноснее."
Москву он по величине приравнивает к Лондону, но Лондон считает красивей.
"Строений хотя и много, но без всякого сравнения с нашими; улиц также много, но они не красивы и не имеют каменных мостовых; стены зданий деревянные, на крыши употребляется дрань."
"В Москве живет Патриарх и другие священные власти, все, почти в замке. Дворец Князя имеет квадратную форму, здания низкие, далеко уступающие в пышности палатам наших Королей; свет проходит через окошки узкие. Внутри совсем нет того великолепия, какое видим в чертогах наших Государей."
По прошествии 13 дней пребывания англичан в Москве Великий князь пригласил их во дворец. И вот тут их поразило великолепие царских палат
"Вошедши в аудиенц-залу, Англичане были ослеплены великолепием, окружавшим Императора. Он сидел на возвышенном троне, в золотой диадеме и богатейшей порфире, горевшей золотом; в правой руке у него был золотой скипетр, осыпанный драгоценными камнями; на на лице сияло величие; достойное Императора. По бокам стояли Главный Дьяк и Ближний Боярин (Sitentiarius); за ними сто пятьдесят почтенных мужей в богатейших одеждах сидели на лавках. Такой блеск великолепия, такое почтенное собрание могли бы смутить хоть кого; но Ченселер, с видом совершенно спокойным, отдал честь Царю, но нашему обычаю, и вручил ему грамоту Короля. Прочитав грамоту, Царь спросил о здоровье Короля Эдуарда. Англичане отвечали (как думали), что он жив и здоров. В след за тем, поднесены были Главным Дьяком привезенные подарки (в это время Дьяк снял шапку, а прежде стоял в шапке): Князь Московский пригласил Англичан к обеду, и отпустил."
Через два часа их позвали на пир. Так называемую золотую палату Климент нашел не очень красивой. Государь сидел в серебряной одежде, на горове его была другая корона. Посреди палаты стоял невысокий квадратный стол. На столе множество драгоценных ваз и кубков. Четыре стола стояли отдельно, возле стен. За ними сидели важные сановники в меховых шубах.
Царь обязательно крестился, хватаясь за нож или за хлеб
"В Московии исстари ведется, что пред oбедом сам Император посылает каждому хлеб. Подносящий говорит громко: “Великий Князь Московский, Государь Pycский Иван Васильевич жалует тебе (имя того к кому относится) сей хлеб”. И при этом все встают и кланяются Князю. Когда посылки кончатся, входит Придворный в сопровождении прислужников, и, поклонившись Князю, ставит на стол, на золотом блюде молодого лебедя (cignellum); чрез полминуты снимает со стола, и отдает Кравчему с семью товарищами, чтобы нарезали кусками. Потом блюдо ставится на стол, и предлагается гостям с прежней торжественностью. В это время и Придворный получает хлеб от Князя, и уходит. О дальнейшем порядке пира наши не могли сказать ничего замечательного, кроме того, что все блюда и кубки для ста обедавших человек были из лучшего золота; a столы так обременены драгоценными сосудами, что даже не доставало места."
Прислуживало 140 человек в золотой одежде. Во время обеда они меняли её три раза. По окончании пира царь благодарил каждого, называя по имени и давал какой-нибудь подарок.
После описания пира Климент резко меняет тему и пишет о военном деле. Возможно, на пиру об этом шел разговор, и король Филипп, я думаю, прочитал это место с огромным интересом.
"Если обстоятельства требуют вести войну, то Князь вооружает не менее девятисот тысяч человек; из них триста тысяч ведет против неприятеля, а остальных размещает в удобных местах, для защиты Государства, В Московии народа так много, что в войско не берут ни поселян, ни купцов. Bсе отправляющиеся в поход должны содержать себя на собственном иждивении (пехота на войну у Русских не ходит, а сражаются всегда конные). Оружие их составляют панцири и шлемы; панцири сверху покрыты золотом или шелком, даже у рядовых; употребляют также, по обычаю Турок, лук, стрелы и копья, и стремена подтягивают высоко. "
Однако, если Филипп прочитал эти строки, он вряд ли захотел бы сражаться против русских:
"Pyccкий переносит холод выше всякого вероятия и довольствуются самым малым количеством пищи. Когда земля покрыта глубоким снегом и окостенела от сильного мороза, Русский развешивает свой плащ на кольях, с той стороны, с которой дует ветер и сыплется снег, разводит себе маленький огонек и ложится, спиною к ветру; один и тот же плащ служит ему крышей, стеной и всем. Этот жилец снегов черпает воду из замерзшей реки, разводит в ней овсяную муку, и обед готов. Насытившись, он тут же располагается и отдыхает при огне. Мерзлая земля служит ему пуховиком, а пень или камень подушкою. Неизменный его товарищ, конь, питается не лучше своего героя. Эта истинно боевая жизнь Русских под ледяным небом Севера — какой сильный упрек женоподобной изнеженности наших Князей, которые, в климате несравненно лучшем, употребляют теплые сапоги и шубы!"
Звучит как реклама российских вооруженных сил. Далее автор удивляется дисциплине и добросовестности русских воинов.
После англичанин описывает другие города, кроме Москвы. Но об этом в следующий раз.
Друзья,спасибо,что дочитали до конца, счастья вам, здоровья и, конечно, денег.
Не забудьте поставить лайк и подписаться на канал. Ещё под лайками есть значки "в контакте"," фейсбук","твиттер", "телеграм" и "одноклассники". Жмите на любой, а можно и на все!