Система управления знаниями и инновациями (далее СУЗИ) - универсальная концепция, содействующая увеличению эффективности всех бизнес-процессов, благодаря использованию нематериальных активов компании. К нематериальным активам компании относятся:
- Человеческий капитал - происходит мотивация сотрудников компании, а также их вовлечение в общие процессы по достижению целей организации.
- Отношенческий капитал - происходит развитие персонала за счет предоставления и обмена актуального знания. Оптимизируется структура по выработке коллективных решений, для достижения цели.
- Организационный капитал - происходит видоизменение системы управления, сокращается время на создание и реализацию новых идей и бизнес-решений.
Внедрение и последующее развитие СУЗИ в корпоративной структуре - важная составляющая любой прогрессирующей компании, которая стремится к эффективности, конкурентоспособности и престижу. Однако, не стоит забывать, что внедрение такой сложной инновационной концепции требует детализированного подхода и владения определенными знаниями и умениями.
Используя альтернативное исследование компании ГК «ДИС» в области менеджмента знаний и управления знаниями, составим структурированное описание методик по внедрению корпоративной СУЗИ.
Этап 1. Формирование и обучение инициативной группы.
На первом этапе по внедрению СУЗИ необходимо провести следующие мероприятия:
- референц-визиты;
- мини-стажировки;
- семинары, тренинги, мастер-классы, конференции;
- бизнес-игры, бизнес-симуляции, бизнес-сессии.
Для чего необходимы эти мероприятия:
- Понимание сотрудниками компании самой концепции менеджмента знаний и СУЗИ. Определение дальнейших целей и задач по внедрению корпоративной СУЗИ.
- Вера в значимость и необходимость внедрения системы управления знаниями и инновациями.
- Эмоциональная вовлеченность и вера в успех.
- Психологическое сближение и полное доверие лидерам инициативной группы.
- Создание единого информационного поля.
Полный схематический разбор первого этапа в виде презентации, а также онлайн разъяснение методик по внедрению СУЗИ мастерами международного уровня смотрите на предстоящей экспертной сессии 2019 «Управление знаниями. Стандарты и практики».
Этап 2. Диагностика и постановка задачи.
Второй этап по внедрению корпоративной СУЗИ - ключевая часть, которая в дальнейшем определяет успешность внедрения всей системы. На втором этапе необходимо провести следующие мероприятия:
- Аудит существующих инструментов СУЗИ;
- Анализ действующих бизнес-процессов и взаимодействия;
- Технологический аудит знаний;
- Провести оценку возможных потерь и рисков;
- Измерение и фиксация показателей текущих бизнес-метрик, на которые необходимо повлиять;
- Анализ действующих документов компании, которые регламентируют исследуемую область;
- Сформировать рабочую группу.
Для чего необходимы данные мероприятия:
- Определение состава проекта;
- Обозначении функций участников проекта;
- Понимание этапов проекта.
Детализированный разбор второго этапа проекта, примеры внедрения корпоративной СУЗИ в крупнейших международных компаниях, а также мастер-классы от зарубежных специалистов смотреть на предстоящей экспертной сессии 2019 «Управление знаниями. Стандарты и практики».
Этап 3. Подготовка концепции корпоративной СУЗИ.
На третьем этапе проекта по внедрению корпоративной СУЗИ необходимы следующие действия:
- Определение пилотных площадок;
- Подготовка проекта концепции;
- Согласование проекта у всех заинтересованных сторон;
- Поддержка проекта на административном уровне.
Для чего необходимы данные действия:
- У сотрудников компании должно быть понимание карты знаний компании;
- Участники компании должны понимать бизнес-процессы, действующие в компании;
- Участники проекта должны понимать, как улучшить бизнес-метрики.
Полный разбор всех трех этапов по внедрению корпоративной СУЗИ, а также определение дальнейших шагов, которые необходимо предпринять, можно увидеть на предстоящей экспертной сессии 2019 “Управление знаниями. Стандарты и практики”.
Учитывая все вышесказанное, необходимо отметить, что внедрение корпоративной СУЗИ - тонкий, структурированный процесс, требующий профессиональной подготовки, а также использования умений и практик, для минимизации средств в виде финансового и временного актива.