Еще в начале лета 2019 года вышло интервью с Алексеем Кудриным, где он, помимо всего прочего, высказывается о национальном проекте "Образование".
Летом были ЕГЭ, поступление в ВУЗы, более актуальные темы на тот момент, но я все время помнила, что мне хотелось бы отдельно написать о том, что он сказал.
Итак, вот именно то самое место, которое меня заинтересовало больше всего:
Вы ранее достаточно резко высказывались по нацпроекту "Образование". Расскажите, с чем связана критика именно этого нацпроекта?
— Я прямо скажу, что несколько разочарован нацпроектом по образованию. Считаю, что там нет важнейших элементов, которые могут сделать в России очень успешное и современное образование.
Первое — в нацпроекте прописана специальная работа только с талантливыми успешными детьми. Для них "Сириусы", "Кванториумы", а как же остальные? Те, которые как раз неуспешные и проблемные? Про них мы забыли? Казалось бы, прогресс страны — когда самые талантливые совершают новые открытия, и это становится базой технологий и развития. Но вообще сегодня немножко изменились в мире приоритеты системы образования. Те ребята, которых раньше бы учителя заклеймили как проблемных и с плохой успеваемостью, сегодня могут стать успешными, если использовать современные методики и системы образования, психологическую поддержку. И эта работа с, казалось бы, отстающими учениками в современном мире сильно меняет судьбу этих людей, миллионов людей. То, что раньше записывали в схему "неуспеха" как "троечник — ПТУ — завод", в современном мире даже воспринимается по-другому. По-другому надо к ребятам подходить, часто у них свои психологические особенности.
Россия очень много теряет, не занимаясь ими. А это потенциал роста и развития. У нас даже не в зачаточном состоянии, а на нулевом уровне такая работа. В мире работают на этой теме крупнейшие фонды, специальные группы преподавателей в школах существуют. У нас этого практически нет, за исключением отдельных школ, где это делается на энтузиазме, где есть понимание этих современных тенденций и где формируются такие группы.
Как угодно можно относиться к господину Кудрину, но я первый раз за все то время, что я слежу за новостями образования, слышу, чтобы кто - либо из публичных фигур высказался как раз о том, что волнует меня больше всего в нашем современном образовании.
Я на сто процентов согласна с этим замечанием.
Гимназии, лицеи, многочисленные кружки для тех детей, которыми занимаются родители.
Что делать всем остальным? Тем, чьи родители не могут (или не хотят) уделить внимание своим детям или выделить денежные средства для их индивидуального обучения? Часто такие дети просто выпадают из системы образования. Многие не нашли себе место после школы даже в ПТУ. Кто занимается их судьбой?
Нас это не должно волновать, потому что наши дети устроены? Мы просто перевели своего ребенка в другую школу, чтобы он не сталкивался с "неблагополучными"?
Очень многие считают, что это естественный отбор и не наши проблемы.
Но смотрите, лет через 20-30, мы с вами состаримся и выйдем на пенсию. Конечно, я надеюсь, что наша старость будет активной, благодаря достижениям современной медицины, но все же, мы понимаем, что определять настроение в обществе уже будет следующее поколение, наши дети.
И знаете, повзрослеют не только наши благополучные, воспитанные и обученные в специальных школах сознательные граждане.
Вырастут и те, чьей судьбой в свое время никто не озадачился. И мы неизбежно столкнемся с ними на улицах, в магазинах, в различных службах.
Кем они станут? Что они будут делать? Не сформируются ли они в такую большую маргинальную среду, что мы будем бояться вечером выйти на улицу?
Надо понимать, что все то, что мы сейчас сделаем (или не сделаем) для всех наших детей, вернется потом к нам в том или ином виде.
И вот это уже станет нашей проблемой.
Все самые популярные статьи канала о школе, ЕГЭ и поступлении в ВУЗы собраны в одном оглавлении - вот здесь.