В чем проблема воспитания детей? Нервы, крики, слезы, разочарования, но также и радость, восхищение, гордость за ребенка? И почему все это подаётся исключительно в одном флаконе?
Возможно потому, что все это ветви одного дерева ...
Начнем с примеров результативности ...
- Много вы знаете гениальных физиков по фамилии Эйнштейн, кроме Альберта?
- А великих химиков с фамилией Менделеев, кроме Дмитрия?
- Писателей “глыб и матерых человечищ” с фамилией Толстой (кроме известных однофамильцев, то есть не родственников)?
Можно продолжать до бесконечности.
В каждом случае ответ один и Вы уже начинаете догадываться, куда я клоню.
Лет 40 назад, читая Гомера (не Симпсона), я встретил такую мысль:
дети известных отцов редко превосходят их, но часто оказываются ниже.
Пытался найти оригинал через поисковик - но не смог :(
Откуда взялись представления о “наследниках”, о “продолжении традиции”? Кажется, что они не могли возникнуть раньше понятия собственности.
У животных таких представлений нет.
Даже самые высокоразвитые животные воспитывают детенышей, проявляют о них необходимую заботу, в критических ситуациях даже жертвуют собой ... А потом отпускают.
Куда?
В жизнь.
В патриархально-небогатых обществах собственность на детей имела выживательный смысл. Чем больше работников было в семье, тем легче было выжить. Накладные расходы уменьшались “валовый продукт в расчете на душу” рос. Появлялась возможность развивать хозяйство.
Что с этим не так сегодня?
Выживание сегодня не зависит от количества работников в семье … Тогда что?
Есть разные “научные” объяснения: Слово научные я заковычил именно из-за разнообразной противоречивости объяснений.
- Например, гены. Геннадий - не Ваше любимое имя?
Я не сталкивался с этим непосредственно, но помню запах... Еще не так давно утверждалось, что
“генетика - продажная девка капитализма и дочь морганизма - менделизма”.
Уверен, пройдет некоторое время и произойдет очередная переоценка важности генной теории. Появится, например морфогенетическое поле (уже появилось).
На что тогда мы будем кивать, объясняя частно-собственнический инстинкт, неясный и непонятно откуда возникающий, хотя и “научно” объясненный?
Инстинкт хорош, если помогает жить
- Мы инстинктивно отдергиваем руку от огня, не суем ее в печку.
- Инстинктивно боимся высоты, потому не лезем на высоченное дерево без нужды.
А что же с воспитательными инстинктами?
“Наследник”, “продолжатель рода" и "завершатель начатого”, "что не сделали мы - наши дети сделают”.
Даже настолько поверхностный анализ показывает: ерунда какая-то …
Если бы только ерунда!
Сколько молний ударяет в родительскую нервную систему от подобного отношение к своим детям! Уж я-то знаю, поверьте :(
К чему все это?
Логически, научно человеческие вопросы не решаются.
"Это" зарыто в нас слишком глубоко. И никакие глубокие, современные и “уникальные” теории и методики туда не добираются даже близко.
Так что же делать, к чему все это?!
Это просто стоит отметить и продолжать жить.
И тогда на фоне этого может начаться трансформация. На фоне очередных нервных срывов, скандалов, разочарований, очарований и радостей мы почувствуем нашу разделенность. И наше единство. Одновременно.
И, заметьте, я не сказал "поймем". Именно почувствуем.
Банальное: “мы гости в этом мире” постепенно обретет реальные очертания. Жизнь наполнится другими ощущениями, теплыми, немного ностальгическими, добрыми и - вот только теперь - более понимающими.
Когда-то давно я встретил прекрасную метафору, не могу вспомнить где.
"… Мы путники, случайно встретившиеся на горном перевале отдохнуть после трудного пути. Мы знакомимся, общаемся, что-то отдаем другим, что-то принимаем в ответ. Но завтра каждый снова отправится в путь. Своей дорогой."
И постепенно мы мудреем, становимся добрее, разумнее? Не знаю, как это определить. Но жизнь из набора штампованных убеждений и инстинктов начнет превращаться в Жизнь.
И для нас, и для наших детей.
Правая рука не должна бороться с левой
Так что же делать-то? Какой совет?
Делать? Даже не думайте что-то делать, а, тем более, стараться. Мы не должны.
Если бы я был известным кабинетным психологом, то посоветовал бы:
“Вы должны перестать относиться к ребенку, как к собственности. Прекратите его опекать сверх меры. Вы должны понять, что это ему только вредит”. Я слышал подобное бесчисленное количество раз.
Но я скажу Вам совершенно другое: “Вы не должны”.
Как только мы начинаем стараться, бежать впереди собственных представлений, глубоко запрятанных образов, инстинктов поведения, то немедленно наша правая рука начинает бороться с левой.
Понятно же, что проиграют обе?
Мы НЕ “Должны" понять …
Совсем-совсем немногие психологи берут на себя труд научить - как понимать?
- “Должен понять, потому, что я объяснил”. И точка. Хотя впору ставить вопросительный знак.
- "Вы психолог и не понимаете разницу между объяснением и пониманием?.. Грустно слышать".
Прочитали - и забудьте
Я бы посоветовал следующее: прочитали об этом - и забудьте.
Как так!?
Ваша правая и левая рука будут сотрудничать, помогая жить. Дополнительные напряжения не возникнут.
Вот только забыть об этом Вы теперь не сможете: таково свойство идей, выраженных через образы :) Так зачем стараться?!
И что же дальше?
Не мешайте идее работать.
Царь Соломон когда-то сделал такую хитрость. Заказал кольцо, на котором нацарапали:
“И это уже было”. Или, в другом переводе: “И это пройдет”.
Думаю, это метафора.
Я бы посоветовал не кольцо, а модные очки с прозрачными стеклами. Где-нибудь в уголке, почти незаметно, сделайте надпись лазером.
Глаза ее видеть не будут, а подсознание только на неё и будет смотреть.
И просто живите.
Испытывайте эмоции, ругайтесь, радуйтесь, расстраивайтесь, воодушевляйтесь. Просто воспитывайте ребенка. Как умеете.
И, проходя через весь этот ряд жизни вы однажды, вдруг Вы поймете … Не так важно когда. Мы ведь вообще ничего не знаем о будущем. Тогда какой смысл что-то рассчитывать?
Главное - это верное направление. Остальное зависит слишком от многого, чтобы об этом слишком много думать.
Подписаться на обновления канала.