У каждого из нас есть любимые и дорогие нам вещи (предметы, объекты) которыми мы не хотим ни с кем делиться, начиная от любимой чашки, заканчивая более габаритной вещью (автомобилем, например). Чем больше таких любимых вещей мы имеем, тем безопасней себя чувствуем.
Аналогично чувствует и ребенок. Двухлетние дети своим: «Не бери мою куклу, она моя», или «Отдай мою машину, у тебя своя есть» тоже заявляют о своей значимости не только окружающим, но и самим себе. В этом возрасте признаки жадности – нормальное явление. Ребенок растет, он формирует свое «Я» и пытается отстоять его в своих глазах и глазах окружающих: у меня тоже есть право иметь что-то свое личное, что принадлежит только мне!
Особенно это заметно, когда в семье есть несколько детей. Каждый из детей старается иметь свою коробку игрушек, свой уголок для игр, свое пространство. Это нужно ему для нормального развития!
Излишняя «жадность» может наблюдаться у ребенка, который не чувствует своей значимости (родители редко хвалят его за достижения, но не забывают поругать за проступки). В этом случае ребенок старается «отбить» себе хоть что-то, что подчеркнет его «Я», то есть, свои игрушки.
Хорошо, когда родители учат малыша быть вежливым и щедрым, но плохо, когда они совсем НЕ СЧИТАЮТСЯ с его мнением!
Следовательно, ребенок, развивающийся в здоровой психологической среде, рано или поздно обязательно скажет: «Это мое!». Для маленького ребенка отстаивать свое - это нормально. Ребенок с помощью взрослых (которые учат его делиться), должен сам справиться со своим чувством эгоцентризма и начать делиться. Только когда ребенок поймет (после трех лет), что делиться тоже приятно, можно сказать, что он перешел на следующую ступень своего развития. Но если родители, вместо того, чтобы учить малыша делиться, начинают сами распоряжаться его игрушками (другой мальчик попросил лопатку, а мама отдала, не спросив своего сына) – это действительно может привести к тому, что ребенок станет «чересчур» жадным. Он станет отстаивать «свое» еще с большей силой. Но если ребенок податливый, ведомый , ему затем вообще будет трудно сказать «нет» кому-либо. Ведь он привык, что у него всегда отнимают, а отстаивать свое мнение и свои вещи его не научили.
Опасна также и другая крайность поведения ребенка – когда он сам начинает отнимать у детей чужие игрушки и не хочет их отдавать. Ни в коем случае нельзя изолировать малыша от других детей. Объясните ему, что если ему нравится что-то – всегда можно попросить у другого ребенка разрешения поиграть, а лучше – поменяться на время чем-нибудь, но затем надо обязательно вернуть игрушку ее владельцу!
Ставьте себя чаще на место ребенка, тогда вы будете знать, что он чувствует и как помочь ему поступить!