Вы хоть немного разбираетесь в компьютерах? Рабочую память можно было бы сравнить с оперативкой. Или представьте себе, как устроен разум собаки. Моя лабрадорша способна запомнить одно задание ("Принеси!") примерно на две секунды или до поступления следующей команды ("Поймай белку!"). Недостаток внимания проистекает не из злонамеренности собаки и не из ее глупости (хотя моя псина как раз глуповата): у нее плохая рабочая память.
Аналогично, если я попрошу сына покормить собаку в тот момент, когда он играет на гитаре, он выйдет на кухню и тупо уставится на меня: пока дошел из комнаты в кухню, уже забыл, зачем шел. Конечно, такое поведение раздражает, но оно совершенно естественно. Достаточно намека — по возможности без раздражения и осуждения, — и парень сообразит, что к чему.
Сбои рабочей памяти не только раздражают близких — они серьезно мешают ребенку в школе. Учителя дают много информации устно, и, если ученик не в состоянии удержать эту информацию в голове до тех пор, пока запишет ее в тетрадь или дневник, информация пропадает навеки... или же ученик просит учителя повторить и удостаивается гневного взгляда: "Надо было вовремя слушать".
Давая детям задание, я стараюсь смотреть им в глаза и добиваться от них сосредоточенности, — и все равно придется повторить два-три раза, особенно подробности, номера страниц и тому подобное. Чтобы не сойти с ума, эти детали я выписываю на доске. Такое сочетание услышанного и увиденного все же обеспечивает попадание нужной записи в дневник.
Вот некоторые практические советы по улучшению памяти для учеников средней школы и их родителей:
- Проверьте слух ребенка. Слух и рабочая память не взаимосвязаны, однако плохо слышащий ребенок часто производит впечатление рассеянного, так что прежде всего исключите этот пункт.
- Проявите терпение. Повторение — ключ к успеху, и, хотя это страшно надоедает, надо все время учитывать, что вы обращаетесь к пока еще незрелому, развивающемуся мозгу.
- Записывайте инструкции, чтобы ребенок мог сверяться с ними. Наклеивайте на холодильник листок со списком или таблицей заданий. Я предпочитаю, чтобы дети сами составляли такие списки, потому что процесс записи способствует тому, чтобы основные пункты закрепились в памяти.
Если вы любите игры в слова и у вас есть время в запасе, разрабатывайте мнемонические приемы для сохранения информации, например, для запоминания последовательности действий при загрузке посудомоечной или стиральной машины. Попросите ребенка поучаствовать в сочинении мнемонического стишка — так будет веселее, и опять-таки, чем активнее ребенок участвует в этом процессе, тем более самостоятельно и ответственно он будет выполнять само задание.
- Максимально упрощайте инструкции. Если нужно научить ребенка стирать, потратьте одно занятие на сортировку белья и основные циклы стирки, а разговор о том, как обнаружить пятна, оставьте на потом. Можно составить чек-лист с основными пунктами и поместить рядом со стиральной машиной, и пусть ребенок отмечает их шаг за шагом по мере выполнения.
- Научите ребенка ключевым навыкам слушания. Один из важных аспектов рабочей памяти — умение отфильтровывать все то, что запоминать не надо. Например, включите в машине по дороге в школу радио и попросите ребенка выделить две основные идеи в только что прослушанном сюжете. Этот навык начнет приносить плоды по мере того, как ребенок будет становиться старше и ему придется перерабатывать всё большие объемы информации.
Есть вопросы? Пишите комментарии, ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал!