До недавнего времени Москва считалась троллейбусной столицей мира с самой большой сетью маршрутов на всей планете. Ежедневно на улицы столицы выходили около 1500 "рогатых". Однако с 2014 года власти стали планомерно закрывать троллейбусные маршруты, заменяя их на автобусы, а в последнее время - на электробусы, которые питаются за счет аккумуляторных батарей.
Первоначально троллейбусы стали исчезать с улиц внутри Садового кольца в рамках их укатывания в гранитную плитку по программе "Моя улица". Это привело к тому, что сейчас внутри Садового кольца вы не встретите ни одного троллейбуса, зато сможете "насладиться" выхлопами от многочисленных автобусов, которые теперь колесят по центру.
А вместо Троллейбусного парка N4 в центре города около м. Белорусская недавно появился гастромаркет.
Руководство Мосгортранса объясняет снятие троллейбусов тем, что они менее экологичные, чем автобусы (мол ТЭЦ, вырабатывающие электричество, загрязняют атмосферу больше), ненадежны и дороги в эксплуатации, да и троллейбусный парк сильно изношен.
Но такие причины выглядят весьма странно, ведь можно закупить новые современные троллейбусы, вместо автобусов, которые будут потреблять меньше электроэнергии и будут более надежными. Да и надежность и КПД более простых по конструкции электродвигателей всегда была больше, чем дизельных.
Возможно, что реальная причина может быть связана с поэтапной передачей маршрутов московского общественного транспорта частным перевозчикам, а эксплуатация трамваев и троллейбусов для частников будет проблематична и невыгодна.
По планам московских властей, полностью ликвидировать троллейбусную сеть планируется уже к 2021 году. К настоящему времени бездействует примерно половина сети, а число троллейбусов на линиях сократилось до 900.
Властями усиленно рекламируются электробусы как современная замена морально устаревшим троллейбусам, являющимся советским наследием, однако на конечных станциях их нужно периодически заряжать от пантографа, ведь одного заряда хватает только на 50-70 км пути (примерно 1 рейс туда-обратно), поэтому для сохранения аналогичных интервалов движения потребуется большее число машин. Также у московских электробусов отопление работает на дизеле, так что полностью экологичными назвать их нельзя. В мае 2019 Москва стала первой в мире по числу эксплуатируемых электробусов которых на столичных улицах уже почти 200 штук.
Исходя из этих особенностей электробусы целесообразно использовать только на "социальных" малозагруженных маршрутах для подвоза пенсионеров в МФЦ и поликлинику, которые ходят раз в полчаса. Кроме того возникает необходимость установки зарядных станций на конечных остановках.
Также выглядит странным то, что власти не рассматривают закупку троллейбусов с автономным ходом, которые распространены в городах Европы. Такие троллейбусы могут проезжать часть пути, например по центру города, на аккумуляторах, а потом поднимать штанги на провода и продолжать свой путь на электротяге. Автономность хода полностью устраняет недостатки троллейбусов по объезду препятствий, например, припаркованных машин на дороге.
Также странно то, что электробусы не появляются внутри Садового кольца, где максимальные выбросы в атмосферу от автомобилей.
Между прочим европейцы, которые массово закрывали электротранспорт в 1960е годы, сейчас признали, что это было ошибкой. Во многих городах Швейцарии, Италии, а также в Германии, Франции и других городах в настоящее время активно используется троллейбусное движение. В некоторых городах, например, в Риме, трамвайные или троллейбусные линии строятся с нуля.
Расхожее мнение о медлительности троллейбуса тоже ошибочное, ведь современные машины могут развивать скорость 60-80 км/ч. Проблему с прохождением стрелок с черепашьей скоростью можно решить установкой современных моделей таких спецэлементов.
Несколько раз горожане собирались на митинги, протестуя против ликвидации "горбатых", но власти их не услышали. В Департаменте транспорта Москвы и мэрии предпочитают воздерживаться от комментариев на запросы от журналистов по данной теме.
Стоит также вспомнить, что в 2000х нынешний градоначальник Москвы возглавлял Тюменскую область, в областном центре которого, городе Тюмень, в 2009 году было полностью закрыто троллейбусное движение, таким образом 800-тысячный город остался вообще без электротранспорта (антирекорд в России).
В то же время предшественник нынешнего мэра Москвы Юрий Лужков, напротив, недолюбливал трамвай. При нем в рамках расширения московских дорог трамвайная сеть города значительно сократилась, в то время как троллейбусная сохранялась практически неизменной.
Было интересно? Поддержи канал:
✔️ Подписывайся, чтобы видеть в ленте мои новые статьи!
👍 Жми палец вверх, поделись с друзьями статьей в соцсетях и WhatsApp!
🚩 Также по теме: