Я много раз слышал эту комбинацию слов. Уверен, вы тоже. Понимание рынка и вашего места на нем важный аспект при привлечении инвестора и ведения бизнеса в целом. Сегодняшний пост о том, где брать данные для анализа рынка. О том, как их анализировать, в следующем посте.
1) Открытые статьи, специализированные порталы.
Выбор нужно отдавать отраслевым порталам и деловым изданиям типа Ведомостей, РБК, Коммерсантъ.
2) Росстат https://www.gks.ru/ и его региональные подразделения.
Рекомендую использовать базы данных https://www.gks.ru/databases. В них можно формировать узкие запросы информации.
3) Таможенная статистика.
Если на исследуемом рынке существенная доля импорта, вы можете приобрести данные таможенной статистики. В Яндексе можно найти компании, которые предоставляют данные услуги. Для этого нужно определить десятизначные коды ТН ВЭД. На выходе вы получите список всех деклараций за определенный промежуток времени с полной информацией о ввозимом товаре: кол-во, цена, спецификация, производитель, импортер и т.д.
4) Готовые маркетинговые отчеты российских компаний.
Если есть возможность, вы можете купить 1 или 2 готовых маркетинговых отчёта. Самый большой выбор отчетов в Магазине маркетинговых исследований РБК https://marketing.rbc.ru/. Это позволит сравнить цифры и подходы. Полагаться на один источник - рискованно. При анализе маркетинговых отчетов нужно разобраться в логике расчета приведенных там показателей. Предпочтение нужно отдавать компаниям, которые публикуют исследования вашего рынка систематически - ежеквартально, ежегодно.
5) Готовые маркетинговые отчеты международных компаний.
Вы можете найти исследование нужного рынка на сайтах международных маркетинговых агентств, например, Euromonitor International https://www.euromonitor.com/. В открытом доступе могут быть приведены резюме исследований с ключевыми цифрами и трендами. Если есть возможность, можно купить исследование, стоимость - от 800 долл.
6) Сайты конкурентов.
Изучаете сайты конкурентов, отзывы о их продуктах / услугах. Смотрите на сервисах типа Руспрофайл https://www.rusprofile.ru/ их финансовые показатели, структуру собственности, наличие судебных дел и т.д. Это бесплатно. Финансовые показатели вы найдете не по всем компаниям и не за последний налоговый период. Сейчас доступны данные до 2017 года включительно. За свежие данные нужно платить, например, купив подписку СПАРК http://www.spark-interfax.ru/.
7) Тайный покупатель.
Под видом тайного покупателя собираете цены и условия работы. Бывают совсем закрытые рынки, на которых без реквизитов и сайта коммерческое предложение вам могут не сделать. Можете найти в том же Руспрофайле юридическое лицо с данными о финансовых показателях, сайт которого через поисковик не найти; купить домен и сделать сайт в конструкторе типа WIX wix.com.
8) Потенциальные клиенты.
Можете обзвонить потенциальных клиентов под видом маркетингового агенства и задать вопросы, которые не требуют раскрытия коммерческой тайны. Например, что важно при выборе продукта, какие есть незакрытые потребности и т.д.
Автор текста: Дмитрий Колесников, основатель сервиса "Бизан" - управленческий учёт и бизнес-аналитика по подписке.