В 2015 году компания Apple представила новую модель ноутбука без причастности к линейке: MacBook. Его особенность – единственный разъём USB-Type C, который служит не только для синхронизации с другими устройствами, но и для зарядки. Обсуждения и осуждения этого решения усилились после того, как в последующие годы Apple представляла новые поколения ноутбуков без классических разъёмов USB Type-A, ставших промышленным стандартом.
Пресса уже несколько лет стремится успокоить пользователей заявлениями о временных неудобствах с новыми портами, и что совсем скоро все мы будем пользоваться только USB Type-C. Той же мыслью тешили и продолжают тешить себя и пользователи ноутбуков с новыми портами.
Но будущее не наступает. Acer и ASUS тоже представили свои устройства без привычных разъёмов, это всё равно не показатель – таких аппаратов на рынке немного, а их продажи пло́хи из-за высокой цены. Из-за этого потребителю доступно мало новой периферии. Как нет и телевизоров с USB Type-C, хотя передавать видеосигнал в высоком разрешении разъём может.
В этой статье мы предположим, почему будущее с распространённым USB Type-C не наступает, и почему.
Коммерция
Гаджетов с новым разъёмом выходит много, но мобильная электроника в данном случае не показатель. Несмотря на широкое распространение в мобильниках, Type-C создавался для замены USB-порта видов A и B, так что его появление в смартфонах, планшетах и игровых консолях это приятный бонус.
При этом, даже в смартфонах производители не особо торопятся внедрять новый-уже-старый разъём. Китайские гиганты индустрии Oppo и Vivo до сих пор комплектуют не только бюджетники, но и «середнячки» устаревшим Micro-USB, и стремления к прекращению этого не наблюдается. То же самое касается и других компаний. Подобная «экономия» тормозит прогресс. Такая политика компаний абсолютно естественна, потому что по-другому труднее продать гаджет более высокого сегмента.
Стационарные компьютеры либо не оснащаются Type-C вовсе, либо имеют его лишь в одном экземпляре. При этом, комплект внешних разъёмов всегда дополняется старыми версиями USB и HDMI, что делает применение Type-C формата и вовсе бесполезным.
Если присмотреться к темпам появления нового порта, то его присутствие во всех сегментах случится не раньше 2021-2022 годов, — и тогда уже можно будет утверждать о его полноценной «экспансии».
Корпоративный сегмент
«Ничего личного — просто бизнес!» — сказал Аль Капоне в начале XX века. Эта фраза означает, что любая работа есть лишь холодный расчёт и серьёзный подход.
В отличие от более гибкого и «подвижного» частного сектора, корпоративные закупщики стремятся к экономии. Их не волнует шумиха в прессе и слова маркетологов. Устройства приобретаются оптом на 5-7 лет, соотношение «цена/характеристики» не играет роли, компании волнует пропорция «цена/качество». Ещё корпоративщикам важна обратная совместимость между большим количеством устройств. Поэтому новые технологии либо появляется в офисах мгновенно, либо ждут своего «звёздного часа» до последнего. Иногда даже дольше — например, компьютеры в офисах госструктур по всему миру до сих пор работают на Windows XP, несмотря на прекращение её поддержки в 2014 году. Кроме офисных устройств у работников компании имеются ещё и личные, на которых они могут выполнять часть работы дома или в командировке. Так как люди не хотят изменять своим привычкам, они покупают себе такие же компьютеры, как на работе, то есть без технических новинок.
Из-за этого появление нового формата в офисах затягивается на неопределённый срок.
Пользователи
Пользователям всё равно на разъёмы, лишь бы работали. Люди по природе консервативны, так что к любым новинкам у них сразу же вырабатывается антипатия. Именно поэтому у многих до сих пор столько претензий к новым моделям Mac. Мир пользуется разъёмом USB Type-A уже двадцать лет, люди привыкли к нему. Отказ от него неудобен, поэтому нововведения и внедряются так долго.
Проводные мышки и клавиатуры, внешние жёсткие диски и флешки станут бесполезными при переходе на разъём нового образца. Это приведёт к дополнительным тратам со стороны пользователей, которым этого не надо.
Производители
У производителей тоже есть причины для «торможения» прогресса. Ведь больше всего давления оказывается на производителей. Посудите сами: продажи в корпоративном сегменте приносят прибыль, а переход на новый формат рискует это остановить. Пользователи тоже не готовы тратиться на полный комплект новой периферии и переходники для старой, так что без рисков. Компании не хотят терять доверие клиентов, ведь где доверие, там и деньги. Поэтому на один Type-C разъём приходится добавлять по три гнезда Type-A.
Исключение составляет лишь Apple. Тем не менее, если вспомнить возмущение пользователей на последние модели ноутбуков, то и здесь всё неоднозначно. Медленный отказ от собственного Lightning в мобильных устройствах указывает на незаинтересованность компании в унификации. Производители сторонних аксессуаров платят лицензионные отчисления для создания переферии, это миллиарды долларов для Apple. Отказаться от них она не захочет. Исключение составляет лишь последняя модель iPad Pro, однако она является дорогим флагманом линейки. Компания получает прибыль с продажи отдельно взятого устройства, которое неполноценно без набора дорогих аксессуаров собственной разработки. Наличие унифицированного разъёма в таком гаджете не так важно.
Пресса
Самая необычная причина, почему Type-C будущее не наступило. Пресса преувеличивает реалии, так что причина её вины – для того, чтобы будущее наступило, нужно куда больше времени. А говорить и писать об этом никто не будет.
Если бы издания не зарабатывали на рассказах о преимуществах и недостатках формата, то никто бы и не заметил, что пришествие будущего затягивается. Тем не менее, этот фактор незначителен, и всё остальное важнее для развития прогресса, распространения технологий и роста рынка.
Бонус
Исключением из всего этого перечня является автомобильный концерн Volkswagen. Внедрение технологий в автомобилестроении происходит медленнее, чем в сфере IT из-за долгого жизненного цикла автомобилей. Одна модель иногда производится десятки лет, что для гаджетов вечность.
В середине 2010-х автопроизводители стали заменять прикуриватели и 12-вольтовые розетки в автомобилях на USB-разъёмы. Этому способствует и отказ от курения, и зависимость людей от гаджетов, которые требуют постоянной зарядки, и наличие проекционных систем Apple CarPlay, Android Auto и Яндекс.Авто в штатных информационно-развлекательных комплексах автомобилей. Массовость USB Type-A привела к тому, что большинство производителей устанавливает именно его: например, в салоне Lada XRAY Cross их несколько, спереди и сзади.
Концерн VAG пошёл дальше. Немного отойду от темы: в 2015-2016 гг. компания оказалась замешана в скандале, названном «дизельгейтом». На измерительныхстендах дизельные автомобили выдавали ложные показания о вредных выбросах в атмосферу. К концерну были предъявлены многомиллиардные иски, компания выплатила множество штрафов, понесла убытки и потеряла в имидже. После этого в компании наступила эпоха перемен: переориентация на разработку электромобилей, модернизация модельных рядов, новые рекламный слоган и эмблема. При чём тут Type-C? Дело в том, после скандала VAG решили обновить весь модельный ряд по последнему слову техники. Так что во многих новых моделях компании все зарядные разъёмы для гаджетов стали выполнены в современном стандарте. Такими моделями являются недоступные в России хэтчбек Skoda Scala и кроссовер Skoda Kamiq, а также Volkswagen T-Cross, T-Roc и электромобиль ID.3.
Заключение
Прогресс не наступает мгновенно. Чтобы «пересадить» людей всех возрастов и достатков с конных упряжек на автомобили ушло больше двадцати лет. Персональным компьютерам понадобилось пятнадцать лет, чтобы «убить» пишущие машинки. Оптические диски ушли за пять лет. То же самое касается и нового разъёма. Сейчас он никому не нужен. Всему своё время, и вы сами не заметите, как совсем скоро будущее наступит само собой. За сим попрошу откланяться.