Найти тему
Дотошный турист

Почему у нас никогда не будет велокультуры, как в Европе

Оглавление

Навеяно сегодняшней акцией "На работу на велосипеде".

Три раза в год в России проводится всероссийская акция #наработунавелосипеде - - и уже пятый год, как я в ней участвую.

Я езжу на работу на велосипеде и без акции: ежедневно с конца апреля (как лед-снег сойдет) до октября - когда становится совсем холодно.

Предвидя всевозможные инсинуации: езжу по правилам, по широким тротуарам, не мешая людям -а где есть возможность, и по велодорожкам. На пешеходных переходах спешиваюсь.

Я живу в Петербурге. Это второй по размеру город после Москвы - и логично, что в нем велокультура достаточно развита: есть велодорожки, где их нет - широкие тротуары и хорошие дороги: не страшно ехать по краю дороги: нет риска, что внезапно влетишь в осыпавшийся асфальт или яму.

В прошлом месяце по личным и рабочим нуждам побывала я в некоторых достаточно крупных городах России Центрального и Северо-Западного региона.

Теперь уверенно могу сказать: до массового пересаживания людей на велосипеды нам далеко!

Поясню почему:

1. Дороги.

Тут, наверное, даже аргументировать не надо. По ПДД в отсутствие велодорожек велосипедист должен ехать по краю дороги. Если в Петербурге и Москве еще можно это делать, то в Ярославле, Самаре. Рыбинске, Перми и других городах - вообще не вариант!

2. Велодорожки

В большинстве случаев их нет! Опять-таки: в Петербурге, к примеру, они есть, хоть и не везде - но в том же Ярославле велодорожка - это три километра по набережной в пешеходной зоне.

Велодорожки делаются в России, отсекая часть у пешеходной зоны, а в Европе - это часть дороги в большинстве случаев.

Стокгольм, Швеция. Фото автора
Стокгольм, Швеция. Фото автора

4. Государство и исполнители.

Несмотря на декларируемую политику "велосипедизации всея Руси", мы крайне далеки от качественного внедрения.

К примеру. Запланировано сделать 122 км велодорожек, выделены средства из бюджета, начали делать. Когда? конечно же, заканчиваем к осени, когда активные велосипедный сезон заканчивается.

Как делается -никто не контролирует. Асфальт может быть ровный -но стыки съездов и заездов на велодорожку не сглажены, знаки и разметка ставятся несвоевременно: к примеру, я уже полтора месяца езжу по велодорожке, которая в плане, но не обозначена знаками.

Велодорожка без разметки, фото автора. пр-т Тореза, Санкт-Петербург
Велодорожка без разметки, фото автора. пр-т Тореза, Санкт-Петербург

Конечно, за эти месяцы все местные решили, что это новый тротуар, и радостные ходят массово толпами именно тут.

Не обновляется разметка: то. что было нанесено два года назад -выцвело, вытерлось. Сейчас в лучшем случае остались разметки полос, нарисованных велосипедов почти нет - там, где были. Люди, может, и соблюдали бы правила - но они просто НЕ ЗНАЮТ, что это велодорожка! Пару километров назад стоит знак - но не все начинают движение именно в том месте.

Я пыталась неоднократно оставлять заявки на обновление разметки - концов просто не найдешь!

А уж о том, что велодорожка у нас зачастую заканчивается огромным бордюром или поребриком, упирается в никуда - даже говорить не хочется. Есть задание -километр велодорожки: сделали. А что ДО и ПОСЛЕ нее - зачем об этом думать, кто-то другой подумает за нас.

Велодорожка в Брюсселе, фото автора
Велодорожка в Брюсселе, фото автора

3. Знание и соблюдение ПДД как водителями, так и велосипедистами.

Тут проблема обоюдная: велосипедисты боятся ехать по дороге, потому что боятся, что их собьют, заденут, не поймут знака о повороте, а водители (вполне оправдано, кстати) боятся непредсказуемых велосипедистов, которые в любой момент могут вынырнуть под колеса.

Я, если честно, сторонник получения прав на велосипед. Не знаешь ПДД - не выезжай. Но тогда вполне логично требовать и ожидать обоюдного соблюдения, чего, к сожалению, не происходит.

4. Культура людей.

Это моя самая больная боль, если можно так выразиться. На дороге любого назначения не думает о других никто!

Ни пешеходы, которые ходят с колясками, собачками, просто гуляют по расчерченной велодорожке - им удобно, а все остальное - хоть трава не расти! У людей в голове есть установка, что всё, что не дорога - это для пешеходов.

Но и водители не смотрят! перекрыть съезд с велодорожки - легко! припарковаться на велодорожке, потому что неподалеку нет свободных парковочных мест - да запросто!

Фото автора. Номер не затерла умышленно: страна должна знать своих героев
Фото автора. Номер не затерла умышленно: страна должна знать своих героев

Велосипедисты - те, кто ездят много, правила соблюдают. Но те, у кого велосипед для "иногда покататься" - правил не знают, выскакивают неожиданно, подрезают, бросаются под колеса автомобилям - и именно из-за них все водители и пешеходы боятся, не любят и постоянно ругают всех велосипедистов.

Именно в комплексе эти четыре фактора, на мой взгляд, и не позволят нам действительно стать развитой, продвинутой в плане велосипедизации страной по сравнению с Европой.

Вам будет интересно:

Друзья, не забывайте ставить лайки (палец вверх), делиться статьей в соцсетях и задавать вопросы в комментариях - так я буду знать, что мои статьи про путешествия по Европе полезны для вас и труд не напрасен!

Подписывайтесь на мой канал - впереди множество увлекательных текстов о путешествиях по Европе с конкретными советами и рекомендациями!

-5