«Хоумстэйджинг — технология предпродажной или предарендной подготовки недвижимости. При грамотном проведении она позволяет увеличить сумму сделки до 10 % от изначальной, сделав пространство максимально привлекательным для будущего владельца. Необходимо учитывать новые тенденции , чтобы предпродажная подготовка оставалась успешной и эффективной. Дизайнер-декоратор и хоумстейджер, Оля Арфи поделилась своими секретами и последними трендами в этом направлении. Она прокомментировала статью о хоумстейджинге, которая ходит по интернету с 2013 года и рассказала, что именно актуально сегодня.
В России понятие хоумстейджинга не так популярно, как в Европе и США, где уже более 70 лет без хоумстейджинга не продаётся ни один объект. Хоумстэйджинг не является генеральной уборкой или косметическим ремонтом в полном смысле этого слова. Основная задача такой подготовки — сделать пространство максимально привлекательным для будущего владельца. Традиционно привлекательным считаются чистые, светлые, приятно пахнущие помещения, обезличенные, но функциональные.
1. Чистые
Прежде чем размещать объявление о сдаче или продаже недвижимости, проведите генеральную уборку. Одни настаивают на вызове клининговых служб, другие считают, что подобные действия необходимы только для сегмента комфорт и люкс. Мы же предложим исходить из собственного бюджета и времени.
Все, что можно отмыть — моем, что нельзя — красим, переклеиваем или прячем. Например, неудаляемую ржавчину на раковине в домах старого фонда можно “убрать” с помощью специального коврика-сетки.
Особое внимание во время уборки рекомендуют уделить окнам и москитным сеткам. Эта мелочь способна испортить впечатление, создав ощущение грязного и пыльного района, где “дышать нечем”.
Старое и ненужное — выкидываем. Захламленные помещения всегда будут восприниматься как грязные, даже если все лежит по своим местам. У этого процесса, в рамках хоумстейджинга, есть даже отдельный термин — дехламидизация. Поэтому, пожалуйста, не пренебрегайте.
Комментарий:
Поручить генеральную уборку собственникам или делать ее своими силами — не эффективно. Во-первых, собственники очень быстро устают отмывать свои помещения, это утомительно эмоционально и физически. Во-вторых, человек, оказавшийся в помещении впервые, обращает внимание на совершенно другие детали, нежели проживающий постоянно. В-третьих, не все обладают специальными чистящими средствами и приемами, которые облегчают уборку. Поэтому я разработала чек-лист, в котором по пунктам расписаны все места, где необходима уборка.
Не торопитесь выбрасывать всё из квартиры. Очень сложно представить и адекватно оценить пространство, без предметов привычных размеров: дивана, картины, картонки и маленькой собачонки.
Лайфхак: Если всё-таки нужно вывезти из помещения всю мебель, используйте декоративный или необычный велосипед! Он позволит легко оценить масштаб комнаты и выступит неожиданным акцентом.
2. Светлые
Цвет играет огромную роль. Светлые и теплые оттенки всегда будут располагать к себе больше, чем темные и холодные. Ничего личного, просто природа человека.
Поэтому при необходимости замените все лампочки, переклейте обои или покрасьте стены. Если неровности слишком очевидны, воспользуйтесь обоями с текстурой, они визуально выровняют этот дефект.
Но светлые не значит безакцентные! Хорошим решением будет привнести 1-2 ярких элемента: искусственные цветы или красочные шторы добавят привлекательности пространству, сделают его более изящным.
Комментарий:
По цветам стен и мебели все не так просто, во многом это вопрос личного восприятия. Однозначным остается только правило, что цвета всех поверхностей должны гармонично сочетаться между собой.
Обратите также внимание на цвет света лампочек: они бывают теплыми, нейтральными и холодными. Подбирайте их под цветовую температуру комнаты. Не стоит заклеивать или прятать неровности потолка, стен, пола, оконных деревянных рам, старых дверей. Эти места достаточно покрыть одним слоем краски. Обновленные поверхности всегда демонстрируют аккуратность и ухоженность. В таком помещении приятно находиться, при этом вы не обманываете потенциальных покупателей. Не создавайте иллюзию идеальной квартиры, если она таковой не является.
Лайфхак: Выбирайте самые неординарные акценты, например, яркие постеры, пледы или подушки с объемной фактурой ткани (мех, вышивка, плетение), ковры, гирлянды, напольные вазы или светильники.
3. Приятно пахнущие
Специалисты по хоумстэйджингу рекомендуют демонстрировать помещения, применяя дополнительные арома-уловки. Подобрать запахи можно по своему вкусу, главное, чтобы они ассоциировались с домом и уютом. Как правило, это запах горячей выпечки и кофе. Также рекомендуют добавить ноты бергамота, ванили, цитрусовых, древесины.
Замечали, как бывает тянет остаться подольше в кондитерских? Здесь работает такой же принцип. В вашей продаваемой квартире должно хотеться остаться (читай — купить).
Обратите внимание на домашних животных: во время показа их не должно быть! И дело не только в запах, но и в аллергиях. Вряд ли кто-то захочет покупать квартиру, где текли слезы, чесалось горло и был заложен нос. Поэтому отдавайте соседям, родственникам.
Комментарий:
Аромат естественной чистоты — лучшее решение для хоумстейджинга. Обратите внимание на все предметы в комнате которые могут источать запах: мягкая мебель, ковры, занавески, любой текстиль, деревянная мебель. Их необходимо выстирать, отмыть или перекрасить. Например, водоэмульсионная краска убирает все неприятные запахи через пару дней после нанесения.
Свежие фрукты, интерьерные духи, проветренное помещение — самые простые и актуальные на сегодняшний день ароматы.
Лайфхак: Едва уловимый запах древесины. Он может входить в состав интерьерных духов или исходить от какого-то нового деревянного предмета. Таким предметом может стать табурет, кофейный столик, стеллаж или рама для постера.
4. Обезличенные
Перед фотографированием или непосредственной демонстрацией спрячьте все личные предметы: сувениры, кружевные салфетки, магниты, коллекции кукол, фотографии семьи и друзей. Шампуни и прочие бытовые пузыречки тоже убираем. Весь внешний вид квартиры должен говорить, что она — чистый лист. И на нем новый владелец может написать свою историю, расставить свои сувениры, разложить собственные коллекции и повесить личные фотографии.
Жилплощадь должна приглашать нового хозяина, а не напоминать о предыдущем.
Комментарий:
Лайфхак: Если в квартире живут и параллельно совершают показы потенциальным покупателям, то очень сложно обезличить помещение, сохранив комфортный уровень жизни. Поэтому я предлагаю хранить личные предметы и бытовую утварь в новых контейнерах с крышками. Все необходимое остается под рукой и одновременно спрятано от посторонних глаз. Обращайте внимание, чтобы контейнеры подходили по размерам содержимого, были в нейтральной цветовой гамме, и легко ставились одна на другую.
5. Функциональные
Несмотря на то, что личные вещи должны быть убраны, функциональность помещений стоит сохранить. Милые детали выручат и здесь: коврики в прихожей и в ванной, новый ершик в туалете. Все это поможет расположить к себе покупателя.
Для прихожей — вешалка, в гостиной — диван, в спальне — кровать. Если не хватает мебели, то всегда можно докупить на Авито, а затем забрать с собой, после оформления сделки.
Отдельно обратим внимание на то, как стоит мебель. Пространство не должно казаться слишком маленьким или черезчур большим. Поэтому экспериментируйте! Пробуйте расставлять мебель не только по стеночке, но и в середине комнаты. В центре пространства могут оказаться: стол со стульями, ковер, кофейный столик и т.д.
Комментарий:
Не всегда стоит прибегать к завозу дополнительной мебели. Это очень ресурсозатратно: устанете и вы, и клиент, а ведь последние пришли к вам за упрощением проведения сделки.
Лайфхак: Эскизная визуализация отлично покажет потенциальные возможности использования помещения. Чем больше вариантов продемонстрировано, тем больше вы расширяете целевую аудиторию: и вот уже стандартная квартира подходит для одиночного проживания, с семьей, друзьями или детьми.
6. Общая территория: парадные и лестницы
Как только привели пространство в порядок, задумайтесь о состоянии лестничной клетки и парадной. Потому что впечатление о вашей недвижимости начинает формироваться еще “на подходе”.
Проверьте ручки, домофон и все звонки, они должны работать исправно. Поменяйте коврики у входов (помните, что все можно забрать). Если надо, то уберитесь в подъезде. Возможно, получится сагитировать и подключить на помощь соседей, им же тоже будет приятно жить в чистоте. Если отношения не настолько добрососедские, то займитесь наведением красоты самостоятельно. Да, в нашей стране не принято убирать за всеми, в голове сразу проносится: “А что я один тут для всех корячиться буду?”. Постарайтесь изменить образ мыслей и осознать, что все это вы делаете, в первую очередь, для успешной продажи квартиры. То есть для себя.
Комментарий:
В каждом проекте я начинаю хоумстейджинг с подъезда. Входная дверь, лампочки, хлам в подъездах и окна — все это находится под моим контролем. Поэтому какие-то части стен я крашу, мою окна, у почтовых ящиков ставлю корзину для бумажного мусора. Как правило, мне не приходится привлекать соседей. Но если кто-то из соседей использует лестничную площадку как хранилище вещей на выброс, то нахожу хозяина 6и прошу убрать.
Сегодня можно научиться хоумстэйджингу самостоятельно, почерпнув знания из интернета или пригласить специалиста. Последних, именно узкоспециализированных, на рынке крайне мало, но, как правило, хорошие риэлторы даже неосознанно прибегают к правилам хоумстэйджинга. Или осознанно его изучают.