Найти тему
Путешествия со смыслом

Памирский тракт: от Мургаба до Оша

Дорога из Мургаба в Ош - заключительная часть Памирского тракта с самыми высокогорными перевалами на пути. Ночевка на высоте 3600 метров измучила нас горной болезнью, машина тоже ехала очень слабо, поэтому я до сих пор не представлял, как она поведет себя дальше, учитывая, что предстоял еще подъем на целый километр.  

На такой высоте практически нет растительности, поэтому все выглядит настолько мрачно. 

Через 75 километров и почти 1000 м набора начинается самый высокогорный перевал бывшего Советского Союза - Ак-Байтал - 4655 м. Это самая высокая точка нашего путешествия, так высоко мы еще ни разу не поднимались.

Машина медленно, тяжело, но все-таки поднимается на перевал, при этом я не переключался на бензил (ехал на пропане) и не включал пониженный ряд передач. Вообще, сложно было поверить, что возможно заехать на такую высоту на автомобиле.

Чтобы понять, что значит эта высота, вот небольшой список знаменитых вершин с высотой близкой к данному перевалу:

- Монблан (4810м) - наивысшая точка Альп и Западной Европы

- Белуха (4509м) - наивысшая точка Алтайских гор

- Ушба (4690м) - одна из самых известных гор Кавказа

Все это время мы едем прямо вдоль границы с другим государством - Китаем 

Прямо за этим забором находится буферная зона между государствами.

Пастбище на озере Каракуль - крупнейшим на территории Таджикистана.  Озеро находится в плоской горной котловине на высоте 3914 м и окружено пустынными скалистыми хребтами

Одноименный поселок на берегу озера

И еще один высокогорный перевал, последний на территории Таджикистана

Кызыл-Арт 4282

Он ниже, чем Ак-Байтал, но почему-то более заснеженный

Позади Мургабский район

И горный Бадахшан

А впереди граница Таджикистана

Сначала проходим наркоконтроль, тут тоже была забавная ситуация, но о ней расскажу позже, потом ставим штампы выезда из Таджикистана и не забываем отдать бумажку на автомобиль, который получили при въезде в страну. Все движения через границу записывают в тетрадь, а по окончании дня спускаются с гор и вносят в базу через компьютер.

Граница Киргизии в самом низу перевала, но туда еще нужно спуститься. В апреле дорога была обледенелая, поэтому спускались, включив все блокировки и понижайки, чтобы не утащило в пропасть. Советую также взять с собой на всякий случай цепи противоскольжения.

Внизу нас встречают какие-то печальные безжизненные пейзажи

Даже страшно подумать, что это место для ночевки

С Кызыл-Арта понижение высоты очень быстрое, несколько тысяч метров, поэтому гоная болезнь резко отпустила. А вот если ехать на Памир с этой стороны, то организму будет значительно сложнее, чем со стороны Таджикистана.

Трактор на случай, если дорогу переметет.

На границе Киргизии все прилично, есть интернет, вот только сначала все погранцы находились на обеде, а потом еще около получаса этот интернет не могли запустить. Все это время пограничники травили всякие байки, развлекая нас, на границе стояли мы одни. 

После проезда границы не забудьте посмотреть налево и увидеть пик Ленина (7134 м) - один из «семитысячников» и высочайших вершин бывшего СССР. 

Алайская долина. Делаем еще остановку в поселке Сары-Таш, чтобы пообедать. 

А потом вновь на перевал, теперь под названием Талдык. Высота перевала 3615 м.

С юга с перевала дорога спускается впечатляющим серпантином. 

Перевал Талдык соединяет Алайскую долину с юга и долину реки Гюльча на севере. Здесь уже начинает виднеться цивилизация.

И заканчивается Памирский тракт в Оше. 

Ну как вам дорога? Какой из отрезков показался вам особенно красивым?

Впереди еще рассказ о Киргизии. Ставим лайки и подписываемся на мой канал: https://zen.yandex.ru/bepowerback