В 1970-ых годах на АЗЛК велись разработки перспективной модели, которая заменила бы на конвейере 2138- и 2140-ые Москвичи. Проектирование новых авто на базе предыдущих Москвичей не увенчалось успехом, и на заводе решили создавать принципиально новый дизайн.
Таким образом в 1975 году был готов макет Москвича серии "С", получивший индекс "С-1". Внешний вид автомобиля получился спортивным и динамичным за счёт стремительных линий кузова и отрицательному наклону решётки радиатора. Сам кузов был типа "фастбэк" - двухобъёмный, но без пятой двери, с крышкой багажника как на "седанах".
Данный макет был признан перспективным, и позже появились также прототипы "С-2" и "С-3", следующие тому же внешнему стилю, но более оптимизированные для серийного выпуска. И дело уже шло к подготовке производства, но тут в Минавтопроме заявили, что новый автомобиль должен иметь перспективный на то время передний привод, а не задний, как на серии "С". Переделка нового Москвича под эти требования заняла бы немало времени, что ставило завод в затруднительное положение. В это же время на заводе сменилось руководство, которое в итоге приняло довольно спорное решение - проектировать новый автомобиль на основе западного образца, как это делали на ВАЗе.
В итоге было решено взять за основу Talbot Simca 1308 - франко-американский автомобиль, недавно появившийся на рынке но уже довольно популярный в Европе.
Главный дизайнер АЗЛК Игорь Зайцев вспоминает:
"Это было очень трудно: месяца полтора или два я не мог заставить свою команду подойти к этому макету!Настолько все были оскорблены и унижены тем, что нам приказали взять не просто идею, а вот так примитивно скопировать автомобиль вплоть до "железа"."
Но деваться было не куда, и работа началась. Справедливости ради стоит отметить, что хоть за основу Москвича и был взят иностранный прототип, в ходе разработки его конструкция была значительно изменена.
Во-первых, было изменено подкапотное пространство и само расположение двигателя - для двигателей ВАЗ и УЗАМ требовалось больше места, поэтому их было решено расположить продольно, а не поперёк, как на "Симке". В связи с этим пришлось также конструировать новую коробку передач.
Во-вторых, была полностью изменена конструкция задней подвески - теперь это была полунезависимая балка с пружинами, а от торсионной подвески "Симки" отказались. Из-за этого пришлось также переделывать заднюю часть кузова.
Также было много более мелких доработок: изменен диаметр колёс с 13-ого на 14-ый, немного увеличен передний свес кузова, изменена конструкция лонжеронов.
В итоге новый Москвич был похож на своего "прародителя" только общими линиями кузова и некоторыми кузовными элементами. Новая модель получила индекс "2141", с которым и пошла на конвейер.
В 1977 году был готов первый прототип нового Москвича, он был спроектирован всего за 4 месяца. Приёмочные испытания были завершены в 1984 году, а с февраля 1986-ого начался серийный выпуск. Но первые 245 автомобилей были распроданы работникам завода и ветеранам Великой Отечественной войны, а в массовую продажу автомобиль поступил только в 1987 году.
Параллельно с хэтчбэком М-2141 планировалось также производить целую линейку Москвичей: седан М-2142, пикап М-2335 и минивэн М-2901, но они попали на конвейер гораздо позже, только в 90-ых годах.
Для всего этого семейства также планировалось организовать производство двигателей, семейство которых должно было включать в себя 8-ми и 16-ти клапанные 1,8-литровые моторы , а также дизель.
Но распад СССР не дал осуществиться планам завода: на АЗЛК были повешены многомиллионные кредиты на импортное оборудование, из-за чего денег на достраивание почти готового цеха двигателей не осталось.
Стоит также отметить, что на внутреннем рынке новый Москвич должен был занять пустующую нишу между тольяттинским "Спутником" и Волгами. 41-ый по габаритам и объёму салона превосходил 2108, также он обладал более мощными двигателями: на него ставились 1,7 литровый УЗАМ, а также 1,6-1,8 литровые двигатели ВАЗ. Но в новых рыночных реалиях всё оказалось по-другому.
Так и не получив новую линейку двигателей, Москвич продолжали комплектовать уже устаревшими на то время "уфимскими" и "жигулёвскими" двигателями. Внешний вид машины к 90-ым годам также успел немного устареть. Но главной проблемой новых Москвичей оказалось качество сборки: из-за больших долгов дела на АЗЛК шли плохо, по-этому завод пытался на всём экономить. Более всего это отразилось на сборке кузовов: плохо окрашенные Москвичи из низкокачественной стали начинали гнить уже через пол года после покупки. Из-за всех этих фактов 41-ый проигрывал в конкуренции даже ВАЗовским хэтчбекам, что уж говорить об иномарках.
Ещё хуже дела завода обстояли с экспортом. В начале 1990-ых "Москвич" пытались продавать в Германии под брендом Lada (ввиду большей его популярности за рубежом). Для этого "Москвичи" комплектовались дизельными двигателями Ford XLD418. Но из-за высокой цены и низкого качества за 4 года продаж, по некоторым данным, было продано лишь 400 автомобилей. Покупатели отмечали, что "в этой машине ломалось всё, кроме двигателя".
Также с 1990 по 1993 года Москвич пытались продавать и в других западных странах. Например, во Франции 41-ый продавался под именем "Aleko", там он комплектовался пластиковыми накладками на бамперы и новой решёткой радиатора. Ещё автомобиль оснащали системой ABS.
В 1996 году на заводе сменилось руководство, которое решило обновить дизайн Москвича. Так появилась модификация М-214145 "Святогор". Она имела изменённую переднюю часть с импортными фарами Hella и бампера, окрашенные в цвет кузова. Также обновлённый Москвич обзавёлся новым французским двигателем Renault F3R272 объёмом 2,0 л и мощностью 113 л.с. Но из-за бедственного положения завода эти двигатели закупались в небольшом количестве, и основная масса Москвичей оставалась со старыми моторами.
В том же году появилась ещё одна модификация 41-ого, удлинённая на 200 мм. Эта "стрэтч" версия получила название АЗЛК-214141 "Юрий Долгорукий" и предназначалась для различных чиновников.
Но в итоге попытки руководства завода увеличить продажи Москвичей не увенчались успехом, и Москвич-2141 так и остался последней массовой моделью завода. Обычные 41-ые выпускались до 1997 года, а "Святогоры" - вплоть до закрытия завода в 2001 году (про причины банкротства АЗЛК также есть отдельная статья).
Спасибо за просмотр! Ставь лайк и подписывайся на канал, если хочешь узнать больше интересных фактов об отечественном автопроме.