Найти тему

История создания АЗЛК-2141

В 1970-ых годах на АЗЛК велись разработки перспективной модели, которая заменила бы на конвейере 2138- и 2140-ые Москвичи. Проектирование новых авто на базе предыдущих Москвичей не увенчалось успехом, и на заводе решили создавать принципиально новый дизайн.

Таким образом в 1975 году был готов макет Москвича серии "С", получивший индекс "С-1". Внешний вид автомобиля получился спортивным и динамичным за счёт стремительных линий кузова и отрицательному наклону решётки радиатора. Сам кузов был типа "фастбэк" - двухобъёмный, но без пятой двери, с крышкой багажника как на "седанах".

Москвич С-1. Источник: https://www.drive2.ru/c/3159477/
Москвич С-1. Источник: https://www.drive2.ru/c/3159477/

Данный макет был признан перспективным, и позже появились также прототипы "С-2" и "С-3", следующие тому же внешнему стилю, но более оптимизированные для серийного выпуска. И дело уже шло к подготовке производства, но тут в Минавтопроме заявили, что новый автомобиль должен иметь перспективный на то время передний привод, а не задний, как на серии "С". Переделка нового Москвича под эти требования заняла бы немало времени, что ставило завод в затруднительное положение. В это же время на заводе сменилось руководство, которое в итоге приняло довольно спорное решение - проектировать новый автомобиль на основе западного образца, как это делали на ВАЗе.

Прототип Москвич С3 (слева) и Simca 1307
Прототип Москвич С3 (слева) и Simca 1307

В итоге было решено взять за основу Talbot Simca 1308 - франко-американский автомобиль, недавно появившийся на рынке но уже довольно популярный в Европе.

Главный дизайнер АЗЛК Игорь Зайцев вспоминает:

"Это было очень трудно: месяца полтора или два я не мог заставить свою команду подойти к этому макету!Настолько все были оскорблены и унижены тем, что нам приказали взять не просто идею, а вот так примитивно скопировать автомобиль вплоть до "железа"."

Но деваться было не куда, и работа началась. Справедливости ради стоит отметить, что хоть за основу Москвича и был взят иностранный прототип, в ходе разработки его конструкция была значительно изменена.

Во-первых, было изменено подкапотное пространство и само расположение двигателя - для двигателей ВАЗ и УЗАМ требовалось больше места, поэтому их было решено расположить продольно, а не поперёк, как на "Симке". В связи с этим пришлось также конструировать новую коробку передач.

Во-вторых, была полностью изменена конструкция задней подвески - теперь это была полунезависимая балка с пружинами, а от торсионной подвески "Симки" отказались. Из-за этого пришлось также переделывать заднюю часть кузова.

Кузов М-2141 на линии автоматической сварки
Кузов М-2141 на линии автоматической сварки

Также было много более мелких доработок: изменен диаметр колёс с 13-ого на 14-ый, немного увеличен передний свес кузова, изменена конструкция лонжеронов.

В итоге новый Москвич был похож на своего "прародителя" только общими линиями кузова и некоторыми кузовными элементами. Новая модель получила индекс "2141", с которым и пошла на конвейер.

В 1977 году был готов первый прототип нового Москвича, он был спроектирован всего за 4 месяца. Приёмочные испытания были завершены в 1984 году, а с февраля 1986-ого начался серийный выпуск. Но первые 245 автомобилей были распроданы работникам завода и ветеранам Великой Отечественной войны, а в массовую продажу автомобиль поступил только в 1987 году.

Предсерийный Москвич-2141
Предсерийный Москвич-2141

Параллельно с хэтчбэком М-2141 планировалось также производить целую линейку Москвичей: седан М-2142, пикап М-2335 и минивэн М-2901, но они попали на конвейер гораздо позже, только в 90-ых годах.

Для всего этого семейства также планировалось организовать производство двигателей, семейство которых должно было включать в себя 8-ми и 16-ти клапанные 1,8-литровые моторы , а также дизель.

Прототип седана М-2142. Его с небольшими изменениями начнут производить мелкосерийно только в 1996 году
Прототип седана М-2142. Его с небольшими изменениями начнут производить мелкосерийно только в 1996 году

Но распад СССР не дал осуществиться планам завода: на АЗЛК были повешены многомиллионные кредиты на импортное оборудование, из-за чего денег на достраивание почти готового цеха двигателей не осталось.

Стоит также отметить, что на внутреннем рынке новый Москвич должен был занять пустующую нишу между тольяттинским "Спутником" и Волгами. 41-ый по габаритам и объёму салона превосходил 2108, также он обладал более мощными двигателями: на него ставились 1,7 литровый УЗАМ, а также 1,6-1,8 литровые двигатели ВАЗ. Но в новых рыночных реалиях всё оказалось по-другому.

Так и не получив новую линейку двигателей, Москвич продолжали комплектовать уже устаревшими на то время "уфимскими" и "жигулёвскими" двигателями. Внешний вид машины к 90-ым годам также успел немного устареть. Но главной проблемой новых Москвичей оказалось качество сборки: из-за больших долгов дела на АЗЛК шли плохо, по-этому завод пытался на всём экономить. Более всего это отразилось на сборке кузовов: плохо окрашенные Москвичи из низкокачественной стали начинали гнить уже через пол года после покупки. Из-за всех этих фактов 41-ый проигрывал в конкуренции даже ВАЗовским хэтчбекам, что уж говорить об иномарках.

Ещё хуже дела завода обстояли с экспортом. В начале 1990-ых "Москвич" пытались продавать в Германии под брендом Lada (ввиду большей его популярности за рубежом). Для этого "Москвичи" комплектовались дизельными двигателями Ford XLD418. Но из-за высокой цены и низкого качества за 4 года продаж, по некоторым данным, было продано лишь 400 автомобилей. Покупатели отмечали, что "в этой машине ломалось всё, кроме двигателя".

Вырезка из немецкого дилерского буклета
Вырезка из немецкого дилерского буклета

Также с 1990 по 1993 года Москвич пытались продавать и в других западных странах. Например, во Франции 41-ый продавался под именем "Aleko", там он комплектовался пластиковыми накладками на бамперы и новой решёткой радиатора. Ещё автомобиль оснащали системой ABS.

Французская реклама Москвича
Французская реклама Москвича

В 1996 году на заводе сменилось руководство, которое решило обновить дизайн Москвича. Так появилась модификация М-214145 "Святогор". Она имела изменённую переднюю часть с импортными фарами Hella и бампера, окрашенные в цвет кузова. Также обновлённый Москвич обзавёлся новым французским двигателем Renault F3R272 объёмом 2,0 л и мощностью 113 л.с. Но из-за бедственного положения завода эти двигатели закупались в небольшом количестве, и основная масса Москвичей оставалась со старыми моторами.

АЗЛК-214145 "Святогор"
АЗЛК-214145 "Святогор"

В том же году появилась ещё одна модификация 41-ого, удлинённая на 200 мм. Эта "стрэтч" версия получила название АЗЛК-214141 "Юрий Долгорукий" и предназначалась для различных чиновников.

АЗЛК-214141 "Юрий Долгорукий"
АЗЛК-214141 "Юрий Долгорукий"

Но в итоге попытки руководства завода увеличить продажи Москвичей не увенчались успехом, и Москвич-2141 так и остался последней массовой моделью завода. Обычные 41-ые выпускались до 1997 года, а "Святогоры" - вплоть до закрытия завода в 2001 году (про причины банкротства АЗЛК также есть отдельная статья).

Спасибо за просмотр! Ставь лайк и подписывайся на канал, если хочешь узнать больше интересных фактов об отечественном автопроме.

Авто
5,66 млн интересуются