Мой первый мобильник был кнопочный. Серебристого цвета и с полифонией. Самсунг С100. Ходовая на то время модель.
Появился он у меня, когда я училась на втором курсе универа. На тех, кто купил его на первом курсе, мы смотрели как на олигархов. А потом он резко стал доступен всем.
Телефон мне не покупали родители. Вряд ли бы купили, если бы попросила. На тот момент они уже были в разводе – не до меня. Нам просто задержали стипендию. А потом выплатили сразу за четыре месяца. Стипендия у меня была повышенная, поэтому сумма оказалась приличная. Хватало на телефон.
Как только он у меня появился, я изучила всю музыку в нем и игры. В свободное от учебы время (или когда я на нее забивала) я «резалась» в смайлики. Это когда сверху дисплея телефона летят разноцветные улыбчивые кружочки, когда встают в ряд одинаковые – исчезают. За это начисляются баллы. Залипательно.
Однажды мы с девчонками с курса договорились идти на рок-концерт на площади. И в толпе растерялись. Но созвонились и нашлись. Именно в тот момент отчётливо помню свою мысль: «Не понимаю, как мы раньше жили без сотовых телефонов».
Подобная мысль мне пришла, когда мы переписывались в рабочем чате по «аське» (сокращённое от ISQ). Помните звук ее сообщений? Тадам! Как мы раньше жили без «аськи»? В моей жизни появились чатики и длинные сообщения друзьям с быстрой обратной связью. Удивительно, но там можно было посмеяться, поплакать и даже сильно поругаться. Ох уж эта ругать в чатах! Когда кто-то не так выразился или поставил не тот смайл. Все! Развод и девичья фамилия. Сейчас каких-только мессенджеров нет. А чатики, особенно садиковские и школьные, опасная штука: каждый смайл надо тщательно взвешивать, прежде, чем отправить.
А потом появились соцсети, блог-платформы, Ютуб… И опять та же мысль. А как мы раньше-то без них жили? Да, конечно, нормально мы жили, но по-другому. Я очень боялась, что это «зло» дойдет и до моей старшей дочки. Так, что не разрешила дочке регистрироваться в соцсетях. И вот однажды, когда дочка училась в классе втором, я такая листаю ленту и вижу – Стася Шоркина. Шта?
– Стася! Зачем ты зарегистрировалась? Я же тебе не разрешала?
– У нас у всех в классе уже есть аккаунты в соцсетях, – заплакала она.
– А как ты смогла?
– Меня одноклассница зарегистрировала...
Я поняла, что не принимать что-то новое никак нельзя. Мы социальные существа, это часть нашего развития. Непринятие напоминает то, как ты сидишь под хрустальным колпаком и наблюдаешь за тем, как веселятся вокруг другие. Тебе и хочется, а ты взял и надел на себя этот колпак, ибо веселье за границами колпака – это зло. Или вот в мире изобрели компьютеры, а ты продолжает набирать текст на старинной печатной машинке, то и дело меняя испачканные чернилами клише и оставляя кляксы. Или все твои друзья ездят на машине с коробкой передач «автомат», а ты все гоняешь на «механике». Причем, возможность есть, ты просто из принципа.
В любом новом веянии есть и добро и зло. Это нормально. Только в ваших силах использовать его себе во благо. И научить детей видеть в этом хорошее тоже в ваших силах. Что за популярная мода – хочу быть блогером? Безнравственно, глупо и бесперспективно? Можно уйти с головой в виртуальность, набраться там «плохому», испортить здоровье. А можно найти новых друзей, заработать свои первые деньги, научиться красиво и доходчиво излагать свои мысли, верстать электронные журналы, снимать и монтировать видео, фотографировать и обрабатывать свои снимки. И это как раз про развитие, про безопасность в сети, про поиск новых возможностей. Пройти мимо – не получится. Принять и отыскать в этом новом веянии добро – в ваших силах.