Если бы жизнь Корнея Чуковского проходила в реалиях романа Оруэлла "1984", он бы немедленно был изобличён в вольнодумстве и отправлен на "излечение" или и того хуже. В наших же реалиях его сказки, с лёгкой подачи жены Ленина Надежды Крупской, были надолго заклеймлены буржуйскими. Чуковский после шквала критики был вынужден опубликовать письмо "отречения" от своих сказок и пообещать написать "Весёлую колхозию" . К счастью, никакая колхозия так и не вышла из-под пера поэта. Кроме того, Чуковский поддерживал диссидентов, но сам "открытым" диссидентом так и не стал. Это его направление приумножила и продолжила дочь Лидия Чуковкая.
На судьбу Лидии выпали все самые тяжёлые испытания 20-го века: революция, война, репрессии 37го и "полный запрет". Муж Лидии Матвей Бронштейн был арестован в 37м году. С тех пор о его судьбе семье было ничего не известно. Лишь в конце 39го благодаря стараниям Корнея Чуковского семья узнала, что зять был расстрелян ещё в 38м. Сама Лидия чудом избежала ареста, вовремя выехав на Украину, а ведь соответствующие документы на её имя у ЧК уже были готовы. И тем не менее, Чуковская открыто поддерживала Бродского, Солженицына, Сахарова. Поддерживала Лидия и писателей Синявского и Даниэля, после чего и произошёл известный конфликт Чуковской с Шолоховым.
В 1966 году брежневская эпоха началась громким судебным делом над Синявским и Данэлем. Под псевдонимами Терца и Аржака, запрещенные в СССР произведения были изданы на вражеском Западе. Как известно, что запрещено к печати в СССР и издано в "тамиздате", как его называли в те годы, приравнивалось к подрыву советской государственности.
На "энном" съезде партии герой соц. труда Михаил Шолохов распинался:
Попадись эти молодчики с чёрной совестью в памятные 20-годы, когда судили не опираясь на строго разграниченные статьи уголовного кодекса, а руководствуясь революционным правосознанием... Ох, не ту бы меру наказания получили бы эти оборотни!
Ответ "разрушительницы оков" Чуковской себя ждать не заставил. Диссидентка написала открытое письмо, где пожелала автору "Тихого Дона" «творческого бесплодия» за нарушение традиции заступничества среди писателей. Сама же Чуковская к моменту написания этого гневного послания, выражаясь её языком, уже находилась в этом самом состоянии «творческого бесплодия». Наиболее выдающимся её литературным трудом стали "Записки об Анне Ахматовой", составленные как раз на основе их общения, которые публиковались в Париже в 70-х. Выходит, не будь тесного общения с Ахматовой, не было бы и лучшего в карьере Чуковской литературного труда.
Шолохова же осуждали за расхождение его слов с написанным в собственном романе, где главный герой к красным так и не пришёл. Интересно, что сам Шолохов был убеждённым большевиком в самом начале революции и оставался верным своим убеждениям. К моменту произнесения пламенной речи, литературная карьера Михаила также подошла к периоду логического "бесплодия". Говоря о его литературном таланте, а именно литератором себя назвала Чуковская в открытом письме, завершение его писательской карьеры было ознаменовано получением Нобелевской премии.
О политизированности процесса присуждения премии можно и не упоминать. В 64м Жан-Поль Сартр отказался от "нобелевки", выказав глубокое разочарование, что вместо Шолохова премии был удостоен Пастернак: «единственным советским произведением, получившим премию, была книга, изданная за границей и запрещённая в родной стране». Тем не менее, Шолохов получил Нобелевскую премию через год, в 65-м, став единственным советским писателем, получившим премию с согласия руководства партии. Так Шолохов смог заполучить признание не только на Западе, но и на родине.
Если было интересно - ставьте лайк!