Действительно ли приходится прикладывать больше усилий и проявлять серьезные волевые качества или гендерных неравенств в профессиональном мире не существует, это и многое другое обсудили вместе с яркими представительницами женского бизнес-сообщества.
С какими гендерными стереотипами вы сталкивались в своей карьере и профессиональной деятельности?
Янина Новицкая, генеральный директор Cartier в России и СНГ: Миф, с которым мне приходится сталкиваться, поскольку мои руководители в основном мужчины, это логика и эмоциональный аспект. Очень часто от мужской половины коллектива слышу, что могу быть излишне эмоциональной, принимать какие-то решения на базе чувств.
Но что есть логично, а что — нелогично, насколько мы эмоциональны и насколько мужчины вокруг нас эмоциональны — вопрос. Здесь мы заходим в проявлении эмоций: должна ли я как женщина в бизнесе действительно сдерживать себя или позволить быть себе такой, какая я есть.
Ксения Франк, председатель наблюдательного совета Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко: Есть один интересный кейс, который хорошо иллюстрирует, что мы не всегда осознаем, как мы принимаем решения и насколько отдаем себе в этом отчет.
Один американский оркестр 80-х годов имел примерно 5 % женщин-музыкантов. Руководство утверждало, что женщины на прослушивания просто не ходят. После этого на оркестр свалился шквал критики, и они решили ввести слепые прослушивания. Процент женщин в итоге увеличился в шесть раз.
Миф, с которым я сталкиваюсь, это как раз то, что мы все абсолютно рационально понимаем, сексисты мы, например, или нет, но на деле все оказывается не совсем так.
Юлиана Слащева, председатель правления «Союзмультфильм»: Я в своей жизни очень мало сталкивалась с прямыми стереотипами, но одна история у меня все-таки есть. В девятнадцать лет друг предложил мне пройти собеседование в его PR-агентство (к слову, тогда никто еще не знал, что такое PR). Я прихожу на собеседование, где в компании работает девять мужчин и девушка — секретарь с укладкой и в короткой юбке. И я вижу, что она встречает на входе других девушек, которые тоже пришли на собеседование. Оказалось, руководители компании поняли, что у них очевидно гендерная проблема, и на собеседования звали только девушек, которые хоть когда-то слышали термин PR. Я на собеседовании рассказала о том, что уже в этой области делала, как работала в американской компании, а в ответ услышала: «Знаете, Юлиана, по нашему мнению, роль женщин в PR до сих пор не определена».
С тех пор роль женщины в PR сильно определилась, и, наверное, 70 % самых успешных в этой области специалистов и профессионалов, это женщины.
Анастасия Татулова, основатель сети семейных кафе «Андерсон»: Я почему-то никогда не сталкивалась с подобными стереотипами, просто я достаточно толстокожа, чтобы это замечать, хотя, возможно, они и были. Но помню, как в 25 лет я пришла работать на должность вице-президента в крупную компанию. Попав на первый совет директоров, я поняла, что чувствую себя неуютно: средний возраст коллег 50+, а мне 25, блондинка, рост 158 сантиметров — не складывается как-то. Многие параметры изменить было невозможно, но я сделала одну вещь — пошла и купила очки. У меня идеальное зрение, но я решила, что так точно буду выглядеть солидно, и когда они ко мне привыкли через пару месяцев, я их тихонечко их сняла и больше никогда не надевала.
Марина Карбан, директор департамента корпоративных программ бизнес-школы СКОЛКОВО: Я занимаюсь корпоративными образовательными программами и вижу, что в крупных индустриальных и технологических компаниях процент женщин очень низкий. Доказать этим компаниям, что необходимо гендерное равенство в группе, что должно быть разнообразие, что группы лучше работают, когда они смешанные, очень сложно. Это и есть один из стереотипов. Правда также в том, что процент студентов-женщин у нас довольно низкий. Мы в бизнес-школе каждый год проводим исследования, как этот процент меняется. Сейчас, к счастью, он растет.
Светлана Баланова, генеральный директор IBS: В конце 90-х, будучи финансовым директором, еду я со своим коллегой на серьезные переговоры в Липецк — к директору по закупкам крупного завода. Приезжаем в город, где вечером назначен ужин. И тут мне звонят, и я слышу от этого директора в трубку: «Вы понимаете, мне сказали, что встреча будет с финансовым директором, но не сказали, что финансовый директор — женщина, а я баню новую построил, жена нас дома ждет в бане!». В итоге у меня случился интересный квест — найти в девять вечера в конце ноября в Липецке купальник. И на самом деле, это абсолютный стереотип, человеку даже в голову не пришло, что финансовый директор может быть женщиной.
Нужны ли специальные меры в нашей стране, в отдельных направлениях, отдельных индустриях, компенсирующие объективные слабости, которые отличают женщин от мужчин?
Гули Базарова, директор Института практической психологии: У нас в компании очень много программ для кадрового резерва, направленных исключительно на женщин, которые потом помогают претендовать на более высокие позиции.
Также тема, связанная с коучингом и карьерным консультированием тоже востребована больше женщинами, именно потому, что мы говорили в первой части про нашу особенность — перфекционизм, когда очень важно соответствовать на все 200%, чтобы претендовать на должность. Еще стоит отдельно отметить такой момент, как неуверенность: эта черта больше всего развита у женщин, поэтому HR-службы в компаниях предоставляют тренинги, которые помогают женщине увидеть свой потенциал, который уже все увидели, в том числе и работодатели.
Анастасия Татулова: Очень часто от мужчин политиков или чиновников можно услышать, что такого понятия как «женское предпринимательство» не существует, никому это не надо, предприниматели должны быть все одинаковые. Но есть хорошие вещи, которые доказывают обратное. Например, В Штатах существуют кредиты для женщин, которые занимаются бизнесом, они идут по другой ставке. И это не потому, что женщины такие прекрасные, а потому что доказано: риск невозврата минимальный, так как женщина по-другому относится ко взятым на себя обязательствам. В этих вопросах, мне кажется, точно нужно эту гендерность подчеркивать и заниматься ею.
Действительно ли эмпатия и эмоциональный интеллект – сильные черты женщины? Как это использовать в работе?
Ксения Франк: Я не уверена, что полностью согласна с теорией, что именно эмпатия — особый удел женщин, это очень индивидуально. Я работаю в семейном бизнесе и понимаю, что примеры и женщин, и мужчин, в том числе членов моей семьи, очень разные. Когда у тебя в бизнесе смешиваются семейные связи и профессиональные задачи, особенно важно уметь управлять отношениями между семьей и командой, где эмоциональный интеллект сыграет на руку.
В целом мне кажется, это не менее важно для инвестиций. Когда на первых этапах мы начинаем инвестировать, бывает довольно большое недоверие, и здесь человек, у которого высоко развиты межличностные навыки, точно поможет вывести ситуацию в нужное русло.
Отличаются ли мужской и женский стеклянный потолок? И есть ли вообще эти различия?
Ирина Бахтина, вице-президент по устойчивому развитию бизнеса Unilever: Когда человек задает себе вопрос по поводу карьерного роста и анализирует, чем придется жертвовать — открываются новые грани. Бизнес устроен стереотипно и очень сильно нас обрезает. Все мы в советах директоров сидим в костюмах одного цвета, как похоронное бюро. Вы можете себе представить крик младенца во время совета директоров у нас в России? При этом на днях я наткнулась на видео, где в австралийском парламенте спикер нянчит младенца во время сессии, причем мужчина в возрасте, я думаю, это его сын или уже внук. И все происходит во время сессии. Вот вам разрыв шаблона и взлом стереотипов.
Юлиана Слащева: Мне кажется, это вопрос инициативы. Что я точно вижу в женщинах, которые очень способны и очень профессиональны — это недостаточная инициатива в изъявлении своих карьерных и вообще профессионально комфортных желаний. Например, большинство женщин при наличии в компании позиции будут ждать, пока им предложат, в отличие от мужчины, который скорее всего сразу пойдет напролом.
В этом смысле с инициативностью есть очевидные проблемы, поэтому очень многих женщин, которые работают в моих командах, подталкиваю к тому, чтобы они проявляли инициативу не только в том, чтобы занимать позиции, но и в том, чтобы создавать себе комфортные условия.