Это пожалуй самый мощный локомотив из всех, что могла предложить когда либо автономная тяга. Четыре секции соединенные вместе по 3000 л.с. в каждой выдавали в сумме поразительную мощность - 12 000 л.с.! Хотя даже и эта мощность ещё очень далека от возможностей грузовых электровозов, таких как например ВЛ85 - знаменитые тяжеловозы Сибири, самый мощный серийно выпускавшийся грузовой электровоз переменного тока, способный выдавать до 10 000 кВт. КПД тепловоза всё таки остаётся несравнимо мал по сравнению с электротягой, зато не нуждается в контактной сети.
Длина 4ТЭ130, имеющего 24 ведущих оси, составляла 84 метра (4 секции*21 метр). Обойти такой в пути следования помощнику машиниста было очень непросто. Получается почти 170 метров за один поход из рабочей кабины до задней.
Работая даже на двухсекционном тепловозе, машинист, отправляя на осмотр дизельного помещения своего помощника, зачастую начинает невольно волноваться за него, если того долго нет. Открыто вращающиеся валы приводов вспомогательного оборудования, вероятность возникновения пожара и прочие факторы создают определённую опасность и повод для беспокойства. Я например, прошу своего помощника, как только он дойдёт до задней кабины, подать один громкий сигнал тифоном. Обслуживать такой локомотив силами одной локомотивной бригады (машинист и его помощник) было бы очень тяжело и особенно обидно при равной зарплате с локомотивными бригадами, работающими на двухсекционных тепловозах.
Конструкционная скорость тепловоза составляла 100 км/ч. Тепловоз был построен как опытный образец производственным объединением "Ворошиловградтепловоз" (ВЗОР) в конце 1982г. и предназначался для работы на Байкало-Амурской магистрали, имеющий очень тяжелый профиль пути, с затяжными подъёмами до 19 промилле в условиях сурового холодного климата Сибири (19 промилле означает, что на 1 км пути приходится 19 метров подъёма).
За основу был взят уже выпускавшийся на тот момент "флагман" грузового тепловозостроения серийный 2ТЭ121, но имевший дизельные двигатели по 4000 л.с. в секции и самые огромные колёсные пары диаметром 1250 мм. Тепловозу 4ТЭ130 достались "катки" поскромнее стандартного диаметра в 1050 мм. В теории должен был получиться очень тяговитый и выносливый четырехсекционный локомотив. Заводские испытания тепловоз прошёл успешно, но пойти в серию чтобы покорить БАМ ему так и не удалось. Развал Совесткого Союза оказался для этой машины-монстра, как и для легендарного пассажирского тепловоза ТЭП80, фатальным. Всего был построен только один единственный тепловоз этой серии, что делает 4ТЭ130 абсолютно уникальным.
Очень обидно, но в 1990-х разделённый в последующие годы на два самостоятельных тепловоза 4ТЭ130 (2ТЭ130) был списан и разделан на металлом.
Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь на канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!
P.S. личная страничка для обратной связи автора канала, пишите мне буду рад в Instagram и ВК