Наставник на предприятии – это человек передающий опыт и навыки. Это работник предприятия, способствующий полному раскрытию потенциала подопечного.
Система наставничества очень популярна и на Западе, и в советском периоде. Сегодня для многих организаций система наставничества становится неотъемлемой частью корпоративной культуры.
Наставник, с одной стороны, представляет интересы сотрудника в отношении с компанией, и с другой – её представитель для сотрудника.
Потребность в формализованной современной системе наставничества особенно очевидна для быстрорастущих организаций. Однако не смотря на то, что институт наставничества, является почти бесплатным ресурсом, многие компании используют его на так активно, как обучение.
Наставничество, в основном, связано с процессом адаптации нового сотрудника в компании в первые три-шесть месяцев работы. В целях дальнейшего раскрытия потенциала работника этот инструмент уже не используется. Но в компаниях, специализирующихся на предоставлении профессиональных услуг, этот компонент является ключевым. Такие компании нацелены на непрерывное профессиональное развитие сотрудников и система наставничества отлично для этого подходит.
Кто больше заинтересован в институте наставничества? Все участники это процесса получают прибыль:
• Наставник поднимает социальный и репутационный статус, увеличивает доверии коллег, принимает участие в формирование профессиональной команды;
• Сотрудник получает своевременную помощь, поддержку в профессиональном развитии, социальную адаптацию, прививание корпоративной культуры;
• Компания стабилизирует число коллективных команд высококвалифицированных лояльных сотрудников, уменьшается текучесть кадров.
• Управление персоналом предприятия получает сильный ресурс поддержки, наставники включены практически во все главные процессы предприятия.
Кто может быть (стать) наставником?
Наставник на предприятии должен занять позицию на один-два уровня выше подопечного: такой «разрыв» предоставит продуктивное взаимодействие и эффективную передачу навыков, знаний и опыта. (Это правило не всегда будет действовать, но стремится к нему необходимо).
А начиная с определенного уровня, для дальнейшей карьерной и профессиональной перспективы, работник обязан пройти систему наставничества в качестве наставника.
Хороший наставник должен отличатся многими достоинствами:
• Иметь высокий уровень лояльности к предприятию;
• Знать и разделять системную идею подразделения и компании в целом;
• Обладать значительным профессиональным опытом с своей сфере и смежных областях;
• Быть ярым представителем и носителем корпоративной этики и культуры предприятия;
• Искреннее желание помочь и быть готовым жертвовать собственное время, вкладывая его в развитие подопечного;
• Быть способным воспринимать конструктивную критику и самосовершенствоваться;
• Проявлять инициативу и предоставлять обратную связь на регулярной основе;
• Принимать неотложные меры, для решения возникающих проблем у подопечного, а не ждать завершения какого-либо этапа.
Получился портрет почти «идеального» наставника, но достичь такого практически не удастся. Тут не будет универсального ответа как воспитать такого наставника. Критерии отбора наставника, способы его развития будут зависеть от особенностей корпоративной культуры, стиля управления, понимая важности института наставничества и других факторов на предприятии.
Делитесь интересными материалами с друзьями!!!