Стивен Шварцман родился в Филадельфии. А карьеру он свою начал с того, что продавал платки старушкам в магазине своего отца, который назывался просто – «Шторы и постельное белье Шварцмана». Юный Стивен ненавидел свою работу.
Его единственным утешением была мечта о том, чтобы их фирма разрослась по всей послевоенной Америке. Но отца Стивена это ни капли не интересовало. Он довольствовался тем, что есть: дом, две машины, да и денег достаточно. Предпринимателем он точно не был.
Всё это Стивен рассказал миру позднее, когда уже стал одним из основателей Blackstone (инвестиционная группа компаний), в начале своих мемуаров “What It Takes”.
Его рассказ про отца – это один из немногих случаев в его мемуарах, когда простой смертный появляется в его рассказе. И то рассказчик быстро отбросывает этот образ в сторону.
Стивен почти не рассказывает про себя в юности, но, когда рассказывает, в его повествовании не слышно отчаяния по поводу пропасти между простыми сотрудниками и большими боссами (как это бывает в подобных книгах). Его жизнь, кажется, состоит из веселья, щедрых вечеринок и гламурной болтовни. Благодарности в его мемуарах растягиваются на 14 страниц, где он словесно обнимает пять американских президентов, четырех французских и китайского (Си Цзиньпина).
Мистер Шварцман не хочет сталкиваться с пехотинцами жизни не просто так. У него есть высокая цель, которой он буквально одержим: создать корпоративную культуру, которая сохранится на века. Это означает раздавать куски своего состояния, чтобы имя Шварцмана было вписано, подобно Рокфеллеру, в библиотеки, университеты и стипендиальные программы.
Вопреки своему варварскому образу, миру финансов не чужда культура. Да, сотрудники Lehman Brothers, где когда-то работал Мистер Шварцман, славились тем, что не были сторонниками удара в спину, а шли и били прямо в лицо.
Blackstone иногда ассоциируют с торговой военной машиной со Стивеном Шварцманом как беспощадным фельдмаршалом во главе. Но у его компании есть цель, Стивен чувствует, как повысить эффективность и быть хорошим источником прибыли для своих инвесторов. Стоит отметить, что Blackstone обеспечивает 500 000 рабочих мест в фирмах, в которые инвестирует.
Загляните под панцирь Blackstone, и увидите четкие ценности. Взаимодействие между тремя из них — безжалостным честолюбием, чистым спокойствием и яростной преданностью делу является основой книги Стивена Шварцмана.
Начнём с амбиций. Blackstone пропитан беззастенчивым элитизмом. Мистер Шварцман не скрывает своего желания быть лучше всех. После того, как он стал соучредителем Blackstone с $400,000 в 1985 году, он решил собрать больше денег от инвесторов, чем любой выскочка-фонд до него. Сейчас у него под управлением $545 млрд, в этом году он привлек крупнейшие в мире фонды прямых инвестиций и недвижимости.
В этом году компания отказалась от своей партнерской структуры, стала корпорацией, подняв свою рыночную стоимость выше $60 млрд, что совсем недалеко от BlackRock, которая отделилась от Blackstone в середине 1990-х годов.
А политику приема на работу в компанию можно охарактеризовать цитатой самого Стивена: «есть два варианта: либо запустить посредственную компанию, идущую в никуда, либо очиститься от посредственности».
Это всё уравновешивается удивительной скромностью и спокойствием. Блэкстоун охотно учится на своих ошибках. Самая болезненная была совершена в 1989 году, когда Стивен поддержал ставку нового сотрудника на сталелитейную фирму Edgcomb, несмотря на несогласие со стороны более опытных коллег.
С тех пор, по его словам, инвестиционные решения всегда принимаются коллективно.
Теперь об одной из главных ценностей компании и самого Стивена – о преданности. Когда цена акций Blackstone упала во время финансового кризиса, Стивен Шварцман слушал, как члены совета директоров убеждали его сохранить свой вклад в компанию, чтобы не краснеть перед китайским фондом, который душу вложил в IPO. Тогда Стивен сказал Джимми Кейну, руководителю Bear Stearns, когда инвестиционный банк почти устремился в бездну: «бывают моменты, когда нужно просто встать и выписать чек».
Другими словами, защищайте свою репутацию, ставя интересы тех, за чьи деньги вы несете ответственность, превыше всего. Мистер Кэйн, кстати, не послушал.
У книги есть недостатки, как и у ее автора. Он описывает своё начало карьеры в смешных деталях: как юный финансист, «я, должно быть, был крупнейшим покупателем антиперспирантов на восточном Ист-Сайде».
А под конец книги он в основном хвастается. А ведь Blackstone не так идеален, как кажется. Покупка Hilton, гостиничной сети, за $26 млрд на фоне финансового кризиса хоть и обернулась огромной прибылью, но была по своей сути абсолютно безрассудной по крайней мере в то время.
Он также замалчивает «кровосмесительные отношения» между Уолл-Стрит и Вашингтоном. Тем не менее, его защита идей капитализма в её лучшем виде делает книгу динамичной, а его персону как минимум интересной. Если сочетание динамизма и целостности Blackstone действительно правдиво, компания Шварцмана заслуживает того, чтобы жить ещё долго.