Найти тему
Интересная фантастика

«Камо грядеши», «Quo vadis» Г. Сенкевича, про книгу и тему книги

Здравствуйте, уважаемые читатели. Очередь «свободной темы» для автора. И сегодня я бы хотел поговорить о произведении известном, классическом. Это всемирно известный роман Г.Сенкевича «Quo vadis». Не имея специального литературного образования, я не возьмусь профессионально рассуждать о достоинствах и недостатках знаменитого романа. Да у меня и не получится. Но, говоря о феномене зарождения и распространения христианства, роман Генриха Сенкевича отличный пример и образец тематики обзора. Кроме того, сегодня, в наше время, когда информации масса, масса литературы на любой вкус и цвет, выбор огромен, не все читают классику. Раньше, в другое время, в другой стране – вкусы к чтению формировались детскими библиотеками, было меньше выбора, но больше возможности прочесть настоящей литературы. В общем, может быть, мой обзор побудит кого-то открыть для себя исторические романы Г. Сенкевича.

Изображение взято на ресурсе яндекс. картинки
Изображение взято на ресурсе яндекс. картинки

Итак, о сюжете. Первый век нашей эры. Рим уже превратился в громадную империю, правившую во всех известных тогда частях света – в Азии, Европе и Африке. Средиземное море превратилось во внутреннее римское озеро. Богатства всего мира стекаются в Вечный город.

«Римлянин! Ты научись народами править державно — В этом искусство твое! — налагать условия мира, Милость покорным являть и смирять войною надменных!... гордо возвещает античный поэт Вергилий.

«Платой» за мировое господство стала империя. Старая республика пришла в упадок. Сущность империи, мощная централизованная власть, единоначалие. На смену демократии Сената пришел Принцепс. По форме, еще первый среди равных, по факту - монарх. Победы и власть привели к развращению элиты, падению нравов. Древняя мораль, сдержанность и умеренность канули в лету.

В романе, это показано на примере императора Нерона. Абсолютно аморальный человек, развращенный и возомнивший себя выше любых нравственных ценностей. Было ли это так на самом деле?! Вопрос спорный. Многие современные исследователи сомневаются в этом, мол Нерон во многом был очернен следующими властями. Рим не сжигал и не так уж и аморален был по сравнению с другими владыками Рима.

Это ине так важно для нашего обзора. Образ Нерона у Сенкевича, это персонификация всего языческого Рима, всего римского общества. Ну а его учитель, блистательный Петроний, это уже прошлое, то, чем Рим был и уже никогда не будет снова. Но есть новая сила – христиане. То, что станет новой силой общества, с иными ценностями. И ради своих ценностей они готовы умирать на арене, не обращая внимания на все гонения. И как бы не травил их старый Рим, Нерон – ничего он с ними поделать не может.

Так, передает Генрих Сенкевич грядущую победу новой Веры. В довесок к этому, читателя ждут приключения, мастерски переданный дух Рима, любовно-морковная линия (куда же без нее), ну и прочие атрибуты классического романтико-исторического произведения конца 19 века

Марк Виниций (Павел Делонг) и красавица Лигия (Магдалена Мельцаж) по версии польских кинематографистов, 2001 год. Изображение взято на ресурсе Яндекс.картинки
Марк Виниций (Павел Делонг) и красавица Лигия (Магдалена Мельцаж) по версии польских кинематографистов, 2001 год. Изображение взято на ресурсе Яндекс.картинки

Ну или другими словами. Вот есть огромная мировая Империя. В ней уже давно нивелировались прежние ценности маленького патриархального общества – та самая языческая религия. Никто уже не верит, что дядька в тоге, с диадемой на голове, мечет с Парнаса молнии. Огромное классовое расслоение – деление на свободных и рабов, покоренных и завоевателей, жителей метрополии – граждан и латинов ( союзных провинциалов) и пр. не соответствует новому положению общества. И тут появляется некто, приходит тот, кто говорит - неважно кто Вы – эллин или еврей, гражданин, латин или житель покоренных провинций – перегрин, раб или свободный. Все вы равны перед Богом, все вы прежде всего рабы божьи, а уже потом господа и рабы друг перед другом. Самый последний раб имеет те же шансы для рая, что и его мучитель. Потому и победило христианство.

Идеализированно? Конечно. И многие, особенно любители «борьбы с попами», напишут всяко разно в комментариях. Тогда немного более иным языком. Вот есть Рим, по сути, мелкий античный полис, чье гос. устройство – аристократическая демократия, религия – языческий культ маленького полиса, право – формализованные ритуалы с пережитками религиозных культов. И вот этот античный полис – получает власть над миллионами людей, сонмом народов, земель и пр. со своими такими же культами, традициями, правовыми установками.

Изображение взято на ресурсе Яндекс.кратинки
Изображение взято на ресурсе Яндекс.кратинки

Управлять таким государством только с помощью военной силы, железных легионов не получится, рано или поздно скинут. Значит, требуется унификация, сплочение покоренных. И этот процесс проходил поэтапно.

Латынь, язык римлян, постепенно становится повсеместным в западной части империи, в восточной – роль латыни выполняет греческий.

Так же постепенно происходит унификация правового статуса всех жителей империи. Не буду тут расписывать подробно. К примеру, изначально, жители союзных Риму италийских общин имели статус «латинов», не равный статусу римских граждан. Их со временем сравняли с гражданами. А в 212 году н.э. император Каракалла дал всем жителям Империи римское гражданство.

Громоздкие правовые традиции ранних римлян, когда сделка осуществлялась по религиозным формулам, с помощью жреца и пр. заменяется унифицированным «правом народов» - универсальными понятиями сделки, лиц, исков и пр. Правовыми достижениями этого унифицированного права всей Империи мы пользуемся и сейчас, по большому счету нового в юриспруденции не так уж и много (имею в виду гражданское право, прежде всего).

Куда тебя потянуло, спросит читатель. Просто такой же процесс проходил и в религиозной сфере. Огромное количество культов, вер, традиций было уже очень неудобно для всей империи. И именно потому вера в Единого Бога, универсальная для галла, фракийца, италийца и прочего копта возобладала. Не христианство, так что-нибудь на подобие - все равно бы появилось. Если бы не было христианства, его следовало бы придумать.

К тому же, экономика тоже стала «предъявлять свое». Рабский труд стал неэффективен. Рабство смягчалось, превращалось в колонат – прообраз крепостничества. Поэтому человек человеку ближний и брат, все равны перед Богом, рабству - нет. А вот во славу божью уделить наихристианнейшему феодалу и церкви, это богоугодно. Так будет в будущем, однако движение в этом направлении началось в поздней античности.

На этом буду закругляться. Побудили меня к написанию статьи не только воспоминания о замечательном польском романисте конца позапрошлого века, но и комментарии к некоторым моим историческим обзорам. Все эти – «библейский проект», «власть иудеев» и прочая околоконспирологическая требуха. Понятно, что люди не сами к этому приходят, им «помогают» разного рода сайты националистической направленности, борцы за Русь и все такое. Во что верить и с чем бороться личное дело каждого. Но, элементарные вещи думаю полезно понимать, дремучие предрассудки никого до добра не доводили.

Всего доброго.

̦